Бах был выдающимся музыкантом-виртуозом своего времени и служил органистом в разных городах Германии. Давайте посмотрим на архитектурные памятники, связанные с жизнью и творчеством великого композитора.
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в тюрингском городе Эйзенах; а спустя два дня после рождения был крещен в местной церкви Святого Георгия.
Церковь Святого Георгия располагается на Рыночной площади; она была построена в XII веке и позже реконструировалась в барочном стиле, а колокольня была добавлена в 1902 г.
Дом, в котором располагается сейчас музей Баха, является одним из старейших жилых домов в Эйзенахе. Первоначально он состоял из двух зданий: восточная часть была построена в 1456, а западная часть - в 1458 годах. В 1611 году обе части были соединены.
В 1907 г. дом Баха стал первым во всём мире музеем, посвящённым жизни и творчеству И. С. Баха. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Тюрингии и самый посещаемый туристами музыкальный музей Германии.
Ордруф (1695-1700)
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. В 1695 г. Иоганн Себастьян, осиротев, переехал Ордруф на попечение старшего брата Иоганна Кристофа. О́рдруф — небольшой город в Тюрингии (Германия), неподалёку от Веймара. Население 6037 человек (на начало 2005). В Ордруфе Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Бах работал в церкви св. Михаила.
В этой церкви на протяжении более ста лет служили органистами члены чрезвычайно музыкальной семьи Бахов. Однако кирхе не везло. Дважды (в 1753 и 1808 годах) пожар практически полностью уничтожал ее, и дважды горожане выстраивали ее заново. Пришлось делать это и в третий раз. Церковь была разрушена бомбардировкой в 1945 году, несколько десятилетий лежала в руинах.
Окончательно восстановили здание в 1999 году. Нижняя часть башни выдержала все «бури времени» и, таким образом, представляет собой «оригинал» из «эпохи Баха».
Люнебург (1700—1703)
В 1700 году Бах покинул город Ордруф и переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Церковь Святого Михаила — одна из крупнейших церквей ганзейского города Люнебург (земля Нижняя Саксония), ранее являвшаяся монастырской церковью при бывшем бенедиктинском монастыре Святого Михаила; датируется XIV веком.
Арнштадт (1703—1707)
В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 35 км от Веймара. Орган церкви поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.
В 1676-1683 г.г. на фундаменте старой церкви Святого Бонифация была возведена Новая церковь в стиле барокко. В 1935 году, к 250-летию со дня рождения композитора, церковь Арнштадта была переименована в Церковь Иоганна Себастьяна Баха.
А еще в Арнштадте есть самый необычный и веселый памятник Баху, Иоганн Себастьян изображен не как серьезный композитор, а как обычный молодой человек, присевший отдохнуть и посмотреть на красивых девушек. И я согласен с точкой зрения создателя памятника, профессора Бернда Гёбеля, ведь когда Бах появился в Арнштадте ему было всего 18 лет. Этот бронзовый памятник был создан по случаю 300-летия Иоганна Себастьяна Баха в 1985 году.
В 1705—1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению. Букстехуде с 1668 года служил органистом в церкви св. Марии в Любеке, а с 1673 года он организовывал вечерние музыкальные представления, которые привлекали музыкантов со всей Германии. (Эти музыкальные вечера продолжали проводиться в церкви до 1810 года, т.е. еще более 100 лет после смерти Букстехуде.) Таким образом именно в церкви св. Марии в Любеке Бах слушал как Букстехуде импровизировал на органе.
Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 годах, сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют «матерью северогерманской кирпичной готики», ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви распространившийся во Франции готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38,5 м).
В ночь на вербное воскресенье с 28 на 29 марта 1942 г. любекская Мариенкирхе, как и любекские собор и церковь Святого Петра, практически полностью выгорела во время воздушного налёта на Любек, разрушившего пятую часть исторического центра города. Пожар уничтожил знаменитый «Орган пляски смерти», на котором играли Дитрих Букстехуде и с большой долей вероятности Иоганн Себастьян Бах. Восстановление церкви началось в 1947 г. и продлилось в течение 12 лет. В 1951 г. под восстановленной крышей церкви прошло празднование 700-летнего юбилея церкви.
Мюльхаузен (1707-1708)
В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение.
Церковь святого Власия была построена в XIII-XIV веках. Историки архитектуры находят этот храм весьма похожим на французские церкви той же эпохи. Инструмент, на котором играл Бах, не сохранился, но нынешний, установленный в храме в 1959 году, по своим звуковым качествам повторяет аутентичный «баховский» орган.
Веймар (1708—1717)
Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы. На этот раз Бах получил место придворного органиста и устроителя концертов в Веймаре.
Бах играл на органе в часовне расположенной во дворце Веймара. Часовню построили в 1619 году, но во время пожара 1774 года часовня была разрушена, за исключением наружных стен. Как выглядел орган мы можем увидеть на картине Кристиана Рихтера, написанной около 1660 г.
В церкви Святых Петра и Павла в Веймаре Бах также часто играл на органе, а два его сына были крещены в этой церкви.
Церковь Святых Петра и Павла в Веймаре. Первая церковь была построена с 1245 по 1249 год, но сгорела в 1299 году. Второе здание сильно пострадало во время городского пожара 1424 года. Нынешнее здание построено между 1498 и 1500 годами. Церковь была лютеранской с 1525 года, и здесь проповедовал Мартин Лютер.
Кётен (1717-1723)
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь — сам будучи музыкантом — ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. В Кётене Бах прожил с 1717 по 1723 год и написал свои «Бранденбургские концерты» и первый том «Хорошо темперированного клавира».
Начало строительства церкви Святого Якобса в Кётене относится к 1400 году. Первоначальная башня церкви рухнула в 1599 году. Сегодняшние башни были построены гораздо позже, между 1896 и 1898 годами.
Гамбург (1720)
С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства - 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якоба. Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму.
Упоминаемая впервые в 1255 году, церковь Святого Якоба первоначально представляла из себя часовню для путешествующих купцов и паломников, прежде всего, для пилигримов, путешествующих по Пути Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостелу к мощам апостола Иакова. В 1260 году, после расширения городских стен, церковь была включена в городскую черту Гамбурга. Между 1350 и 1400 годами здание было перестроено в готическом стиле в трёхпролетную церковь, а к 1508 году на южной стороне был добавлен четвёртый неф. В 1580-е годы началось строительство башни.
Лейпциг (1723—1750)
В феврале 1723 года Бах принял участие в конкурсе на место кантора лейпцигской церкви Св. Фомы, исполнив кантату "Jesus nahm zu sich die Zwölfe" ("Иисус взял к себе двенадцать [апостолов]", BWV 22). Поскольку прочие соискатели по тем или иным причинам были отвергнуты, 1 июня Бах вступил в должность кантора хора Святого Фомы.
В 1212—1222 на месте старой Рыночной церкви XII века появилась церковь августинского монастыря Святого Фомы. Легенда гласит, что в 1217 году менестрель Генрих фон Морунген принёс в дар монастырю привезённые им из Индии мощи святого апостола Фомы. В 1537 году у церкви появилась башня, достигшая 68-метровой высоты после реконструкции 1702 года. В 1539 году службу в День Святой Троицы провёл известный реформатор Мартин Лютер. В 1908 году у стен церкви был установлен памятник И. С. Баху.
Кроме должности кантора хора церкви Святого Фомы Бах одновременно взял на себя обязанности учителя школы св. Фомы.
Основанная в 1212 году школа Святого Фомы относится к числу старейших школ Германии. Изначально школа занималась образованием и подготовкой мальчиков для существующего при монастырской церкви хора Святого Фомы. Самым известным учеником школы был выдающийся немецкий философ, математик, физик, дипломат, историк, изобретатель и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц. В 1789 году школу посетил Вольфганг Амадей Моцарт.
В 1843 году перед зданием школы был открыт памятник Баху.
В 1877 году школа переезжает в новое здание, а старое здание школы было снесено в 1902 году.
В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Святого Фомы и Святого Николая.
Точное время постройки церкви святого Николая неизвестно, но, скорее всего, она была возведена сразу после 1165 года, когда Лейпциг получил городские права и торговые привилегии. На западном фасаде всё ещё можно хорошо различить следы первой романской постройки. В XV и XVI веках церковь святого Николая была расширена и полностью перестроена, получив, в целом, свой современный облик позднеготического трёхнефного зального храма. 7 апреля 1724 года в церкви святого Николая Иоганн Себастиан Бах впервые исполнил своё к тому времени самое крупное произведение - «Страсти по Иоанну»
В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии — светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730—1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана.
Кофейня Готфрида Циммермана – это здание в стиле барокко, высотой в четыре с половиной этажа, было построено около 1715 года. Как выглядела кофейня Циммермана можно увидеть на гравюре Иоганна Георга Шрайбера, выполненной около 1720 года. Дом был разрушен во время налета союзников на Лейпциг в декабре 1943 года.
Иоганн Себастьян Бах скончался 28 июля 1750 года. Композитора похоронили на городском кладбище при церкви Святого Иоанна в Лейпциге — одной из церквей, где он прослужил 27 лет.
Первое церковное сооружение на месте церкви Святого Иоанна — небольшая часовня — было построено, вероятно, вскоре после 1278 года. В ходе Шмалькальденской войны церковь оказалась почти полностью разрушена. В 1582—1584 годах церковь была выстроена заново в простом позднеготическом стиле. Очередные разрушения принесла Тридцатилетняя война, в ходе которой Лейпциг пять раз находился в состоянии осады. В 1670—1680 годах последовали восстановительные работы. В 1744 году церковь получила новый орган, настройку и проверку которого осуществил Иоганн Себастьян Бах В 1746—1749 годах с западной стороны церкви была пристроена изящная колокольная башня в барочном стиле.
Однако со временем могила Баха затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения церкви Святого Иоанна во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.
Еще по теме «Архитектура и музыка» смотрите:
Pink Floyd и архитектура
Pink Floyd и Warner Brothers
Еще по теме «Архитектура» смотрите:
«Архитектура и оп-арт»
«Сиднейская опера – толкование образов. (часть 3)»
«Иерони́м Босх и архитектура Москвы часть2»
«Иероним Босх и архитектура Дворца Советов»
«Клод Моне и архитектура Голландии ХХI века»
«Машрабия»
#Бах #музыка #архитектура #германия #лейпциг #гамбург #веймар #иоганн себастьян бах #арнштадт #эйзенах