Найти тему

"Сент-Анж". Захватывающий мистический фильм с множеством загадок.

Оглавление

Однажды, щелкая вечером каналы, наткнулся на фильм, от которого невозможно было оторваться. Спустя несколько лет, посмотрел его еще раз, чтобы разобраться в деталях. Если вы любите мистику, загадки и тайны, то обязательно посмотрите.

Кадр из фильма "Сент-Анж" (2004)
Кадр из фильма "Сент-Анж" (2004)

Обзор (немного по сюжету)

Молодая девушка Анна (Вирджиния Ледуайен) поступает на работу в закрывающийся приют "Святой Ангел" (Сент-Анж), чтобы привести здание в порядок. Она застаёт отъезд детей - приют закрывается после серии несчастных случаев. Анна ушла с предыдущего места работы из-за конфликта с работодателем, от которого она подверглась насилию и забеременела. Свою беременность девушка скрывает, растущий живот плотно перевязывает тканевыми лентами. Помимо нее в Сент-Анж работает повариха Хеленка (Дорина Лазар) и непосредственно директриса. В опустевшем здании приюта остается жить единственная воспитанница, девушка с психическими нарушениями по имени Джудит (Лу Дауайен)

Анна начинает замечать необычные мистические вещи в доме: таинственные звуки, голоса и шаги. С помощью Джудит она начинает исследовать гигантский дом и его историю. Повариха же говорит, что в доме нет ничего странного, что очень злит Анну. Молодая девушка продолжает свое расследование, находит в заброшенной часовне коробку с личными делами воспитанников, в стене между водопроводными тубами находит детский мяч, коробку с конфетами. И всё это в антураже нагнетающейся мистической атмосферы. Анна узнает, что что-то произошло 15 лет назад, и эти события может помнить Джудит.

"Сент Анж" - это очень очень атмосферный фильм. Режиссер Паскаль Ложье не торопится, рассказывая свою историю, и фильм выигрывает от этого. Если вы ищете острых ощущений с кровавыми сценами, то данная картина не для вас. Но если вам нравятся неспешные фильмы, в которых ужас более тонок, чем кажется на первый взгляд, вы оцените старания Ложье. В огромном доме царит настоящее дурное предчувствие. Среди детских шепотов и голосов, мелькающих теней, дрожащих перил таится одновременно и отсылка к какому-то страшному прошлому, и предвещание чего-то ужасного в будущем.

К сожалению, в «Сент Анж» есть одна серьезная проблема, которая мешает ему стать отличным фильмом мирового масштаба - сценарий. Неразгаданные события, мистическая атмосфера, психиатрическая болезнь, душевный непокой и ряд мелких деталей, которые вот-вот должны сложиться в пазл и показать нам всю картину, в итоге ни к чему не приводят. При повторном просмотре мы понимаем, что авторы целенаправленно погружают зрителя в поиск глубины и скрытого смысла, которого на самом деле нет: многие "ключи" не ведут ни к чему, ответвления от основной сюжетной линии являются тупиковыми, а незавершенные концы просто не завершены и не требуют разгадки. После просмотра вопросов остается больше, чем ответов. Что за коробки и мяч, которые нашла Анна? Стерильное помещение, в котром родила Анна - это её сон или психиатрическая фантазия Джудит? Что же произошло в этом здании 15 лет назад? Куда ведет лифт? Почему заброшенные комнаты находятся за стеной с зеркалом? Что означают разложенные на ступеньках рисунки детей? К чему ведут регулярные отсылки с неработающими кранами? Нераскрытой остается и тайна беременности Анны. Но, возможно, авторы и надеялись сбить с толку зрителя, ведь фильм подкупает не детективными деталями, а мистической атмосферой.

Вирджиния Ледуайен

Главной достопримечательностью, конечно же, является Виржиния Ледуайен, которая доставляет нам огромное удовольствие изучать каждый дюйм своей французской красоты. Как и в "Одинокой девушке", камера здесь любит Ледуайен, актрису то и дело показывают крупными планами, в которых она необычайно прекрасна. Ледуайен привнесла в свою роль настоящую правдоподобность и её игра здесь впечатляет во всем: во взглядах, жестах, мимике, интонациях, паузах... Зритель вместе с ней испытывает страх и боль, которые переживает главная героиня.

Различные интерпретации фильма

Фильм, пропитанный странной мистико-фантастической атмосферой, но не раскрывающий, в конце концов, разгадки своей тайны, вызвал бурные споры между любителями кинематографа. Давайте рассмотрим несколько позиций:

Тема вины. Некоторые исследователи связывают с душевной мукой Анны события фильма. Она отказывается от своей беременности, которая является, судя по всему, результатом изнасилования. Анна регулярно проверяет, жив ли ее будущий ребенок в надежде, что не услышит его сердцебиения. Отсюда и отсылки к детям, от которых отказались, и место действия (приют). Фантастические элементы кинофильма тут выступают как бредоподобные состояния главной героини на почве невроза.

Психоаналитическая теория. На этот счет высказывается Алена Пелосато для сайта SFMag:

"Это фильм о вине и о психоаналитическом феномене сновидений, который Фрейд квалифицировал как «кристаллизацию»: это вопрос переноса вины на другого персонажа во сне, а не на себя. Это то, что делает Анна, и это также рациональное объяснение, которое можно дать привидениям".

Версия о репрессиях. Для некоторых суть фильма - отрицание исторической правды и подавление преступлений Второй мировой войны. Анна -в данной версии всего лишь инструмент для открытия истины. Ее беременность, а точнее отрицание беременности, служит тут аналогией с точки зрения отрицания преступлений. Таким образом, настоящая тема фильма - признание преступлений прошлого. Вот что пишет, например, критик Жан-Франсуа Роге в Le Monde:

Актуальная особенность фильма Паскаля Ложье, несомненно, заключается в том, что ужасно вытесненный сюжет отождествляется с секретами позорного прошлого Франции, прошлого мира. Напомним, что фильм представляет собой длинную волну раскаяния Франции по поводу режима Виши и сотрудничества с нацистами. В этом свете послание фильма может заключаться в том, что души мертвых, как и души живых, не могут обрести покой, пока истина не будет признана и принята. В противном случае цепь несчастий продолжается.

История о цыганских детях

Странное присутствие в Сент-Анж призрачных «пугающих детей» связано с прошлым приюта во время войны: по словам Хеленки (которая является румынкой), в 1946 году прибыло 300 цыганских детей с плохим здоровьем, (возможно, они уже депортированы), акцентируя внимание на бессильности медсестер помочь прибывшим воспитанникам. И тут мы имеем разветвление на две версии. Первая - дети подверглись насилию со стороны нацистов, а современники "отгородились" от прошлого стеной (с зеркалом), за которой скрытая часть здания осталась нетронутой со времен войны. Вторая - дети подверглись насилию со стороны приютского персонала , который совершал преступления из "благих" побуждений, дабы облегчить участь и страдания больных детишек. В пользу этой версии выступает поступок Хеленки, утопившей маленьких котят, которых нашла Джудит. Это служит эдаким "мостиком", зацепкой к событиям пятнадцатилетней давности.

Рациональная психиатрическая интерпретация. Сторонники этого тезиса в целом считают, что дети- призраки являются плодом воображения Джудит. То, что девушка нездорова даже не обсуждается. То, что видит Анна - это всего лишь представления Джудит о том, что видит Анна. Сдружившись с новой няней, Джудит отказывается принимать таблетки и усугубляет свое состояние. При этом некоторые исследователи подозревают, что таблетки как раз-таки искажают реальность девушки и ей их выписывают, чтобы она не помнила страшные события.

Сверхъестественное мистическое толкование. Существует два параллельных мира в Сент-Анж, и Джудит может перемещаться в двух измерениях. Помимо реального мира, где здание находится в ужасном состоянии, у него дурная слава и непростая история, есть и вторая реальность - с "жуткими детишками", призраками и сверхъестественными явлениями. Её способность свидетельствовать потусторонний мир окружающие воспринимают как психическую болезнь. Но новенькая работница Анна тоже обладает таким даром, а умирая при родах в реальности, она окончательно обосновывается в параллельном мире вместе с младенцем.

Итог

Мистический жанр, который в данном случае не похож на слэшер, на триллер, на детектив. Это уникальный фильм ужасов, который даже при имеющихся недостатках, остается одним из моих любимых.

Моя оценка: 9 из 10