Найти тему
MDREGION.RU

Город в Великой степи

В самом конце пути, когда я ехала на автобусе, ко мне подсела улыбчивая разговорчивая женщина. Оказывается, она ехала в Элисту продавать дом, а пока пригласила меня к себе в гости. Я согласилась. Жить в частном секторе столицы Калмыкии было гораздо интереснее, чем в хостеле, в номер которого вмещалась только кровать и крючки для одежды.

Домик был обычным, одноэтажным. Он стоял на краю оврага, за которым также были другие домики и виден был новый хурул.

-2

Раньше я считала, что все буддийские храмы называются дацанами, но это оказалось не так. Хозяйка многое объяснила мне в буддизме. В частности, что дацан - это монастырь, а хурул - это храм. Так вот, Золотая обитель Будды Шакьямуни - это хурул, то есть главный храм буддистов в Калмыкии. Буддизм же больше не религия, а жизненная философия.

За приятными разговорами и поеданием бёригов (бёриги, бёрики) - калмыцких пельменей с бараниной - прошел вечер. Очень, кстати, вкусное и сытное блюдо - я наелась четырьмя штучками.

-3

А с утра я направилась гулять по городу. Обычно в новых городах я сажусь на автобус и еду куда глаза глядят. В Элисте можно обойтись и без автобуса: всё рядом.

Исход и возвращение

Сначала я решила осмотреть мемориал «Исход и возвращение».

По пути встретила бронзового верблюда.

-4

Его поставили на углу проспекта Петра Анацкого и улицы Пюрбеева в 1996 году. Это не обычный среднестатистический «корабль пустыни», у памятника есть прототип - верблюд Яшка, участник Великой Отечественной войны. Он поступил на службу из калмыцкого села Яшкуль и дошел до Берлина! Его грудь солдаты увешали орденами немецких генералов. Советские солдаты с гордостью говорили, что этому верблюду за героизм нужен настоящий орден, а не немецкие побрякушки.

Дальше тоже были удивительные находки. Идешь, идешь - и вдруг беседка в буддийском стиле. Необычно и неожиданно!

-5

Фонари тоже оформлены в восточной стилистике.

А на стенах домов можно заметить граффити в честь калмыцких героев Великой Отечественной войны.

-6

Сам же памятник «Великий исход» в этом плане воспринимается странно. Предыстория его, если кратко, такова. В 1942 германские военные части закрепились в Элисте. Захват столицы Калмыкии гитлеровское командование решило использовать для удара в направлении устья Волги, чтобы захватить Астрахань и тем самым отрезать Кавказ от центра страны. Элиста находилась в руках у фашистов почти пять месяцев. Множество событий происходило в то время. Из калмыков формировались как русские дивизии, так и гитлеровские. Но если германцы считали Калмыцкий кавалерийский корпус наиболее надежным из всех остлегионов, то в документах СССР ситуация отражена противоположная.

-7

Согласно докладу начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. M. Леонтьева: «Находившаяся на фронте в районе Ростова-на-Дону 110-я калмыцкая национальная кавалерийская дивизия проявила неустойчивость. В частях дивизии началось массовое дезертирство. С приближением фронта к Калмыкии местные антисоветские, националистические и бандитские элементы активизировались. Из дезертиров 110-й дивизии они создали крупные банды».

Были и подвиги! Но о них после войны предпочли не вспоминать.

Зато припомнили жителям Элисты службу в подразделениях вермахта, пособничество оккупантам и прочее.

-8

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Калмыкия была упразднена, но это был лишь первый удар.

28 декабря 1943 года вышло постановление СНК СССР № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», согласно которому калмыков выселяли в Алтайский и Красноярский края, Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области.

Было сформировано 46 эшелонов, которыми было вывезено 93 139 человек (26 359 семей). Позже депортация продолжилась, но не в таких масштабах. Так, например, в 1947 году на учете состояло 91 919 депортированных калмыков, количество погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек.

-9

17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшим преступлением...

В честь этих трагических событий в 1996 году в Элисте был создан мемориал «Исход и возвращение». Архитектором памятника является С. Курнеев, скульптором стал Эрнст Неизвестный. Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США. Каждый год 28 декабря возле памятника совершается день поминовения жертв депортации калмыков.

Сам мемориал виден издалека. На огромном высоком кургане высится черное навершие. Как только подойдешь ближе, будут заметны детали.

-10

Вокруг кургана размещены стелы с историей депортации. Стоит вагон, в которых везли калмыков на восток и на север.

-11

В вагончике - небольшой, но колоритный музей калмыцкого быта. Следит за состоянием музея детский поэт В.Санджиев. Он весьма радушно встречает гостей, показывает и рассказывает, что к чему.

-12
-13
-14

После посещения мини-музея я поднялась на курган. Памятник предстал во всей красе. Строгие, пугающие линии, нагромождение фигур - всё в духе Эрнста Неизвестного. На лицевой стороне памятника мы видим скорбь и отчаяние людей, что покидают родину, а также сострадательное лицо божества.

-15

На обратной стороне, которая посвящена их возвращению и смотрит в степи Калмыкии - конь как символ  бега времени, и уже более спокойные лица. Есть там и черепа, и цветок лотоса, в котором дремлет младенец, что означает прошлое, из которого вырастают цветы настоящего и будущего.

-16

Можно долго рассматривать памятник, думая о судьбе целого народа. А можно повернуться к степи и полной грудью вдохнуть пьянящий запах степного разнотравья... Кто как хочет!

-17

После посещения мемориала я направилась к центру города.

Продолжение следует...

Галина Девятова