Проблемы с запуском двигателя из-за севшего аккумулятора чаще всего возникают в холодное время года. Это связано с тем, что для прокрутки коленвала в загустевшем масле стартеру требуется больший ток, а также с регулярным недозарядом АКБ в результате увеличения количества потребителей энергии из-за регулярного включения систем обогрева и фар. По-хорошему такую батарею нужно ставить на зарядку, однако если уехать необходимо прямо сейчас, для начала можно попробовать «прикурить» аккумулятор от другого автомобиля. Как правильно подключить стартовые провода к АКБ без вреда для электронных блоков, генератора и самого аккумулятора – расскажем в этой статье.
Когда можно «прикуривать» аккумулятор и как не стоит этого делать
Суть процесса «прикуривания» автомобильной АКБ заключается в использовании исправного аккумулятора в качестве зарядно-пускового устройства. Стоит учитывать, что такой режим не является штатным и отклонения от правильного выполнения процедуры могут обернуться серьезными проблемами. Среди основных опасностей – риск возгорания из-за замыкания проводов, повреждение электронных блоков из-за резкого скачка напряжения, значительное падение емкости и напряжения батареи-донора.
Чего нельзя делать при зарядке одного аккумулятора от другого:
- Прикуривать батарею 12 В от 24 В. Превышение напряжения практически неминуемо приведет к выходу из строя рассчитанных на другой вольтаж электропотребителей. Заряжать АКБ легковушки от грузовика можно лишь в том случае, если на последнем стоят два отдельных аккумулятора на 12 В, причем подключаясь к клеммам одной из батарей.
- Пытаться зарядить неисправную батарею. Заряжать батарею от другой имеет смысл только в том случае, если она просто сильно разряжена. В случае замыкания или разрушения пластин, отсутствия электролита или повреждения корпуса прикуривать бессмысленно, а кроме того, чревато взрывом и возгоранием.
- Использовать некачественные провода. Для прикуривания подходят только специальные стартовые провода с медными жилами сечением не менее 12 мм², а лучше 16 мм², с плотной неповрежденной изоляцией и зажимами «крокодилами» с медными пластинами толщиной от 1,5 мм. Протекающий по проводам ток будет достигать сотен Ампер, в результате чего излишне тонкий проводник может сильно разогреться, оплавить изоляцию и даже перегореть.
- Запускать мотор донора до глушения двигателя реципиента. Это существенно увеличивает риск выхода из строя генератора на исправном автомобиле из-за резкого роста нагрузки. Попытки запуска можно предпринимать только после того, как двигатель донора будет остановлен, а зажигание выключено.
Алгоритм прикуривания и порядок подключения стартовых проводов
Обычно с просьбой о прикуривании обращаются к первому соседу по парковке, подошедшему к автомобилю. В этом случае перед началом процесса прежде всего стоит завести и прогреть двигатель донора, дождавшись падения оборотов до уровня холостого хода. В идеале нужно дать мотору поработать минут 10, затем подогнать донор к реципиенту – машине с севшей АКБ, заглушить мотор и выключить зажигание. Теперь можно подключать стартовые провода.
Порядок подключения проводов для прикуривания аккумулятора:
- Зажим провода красного цвета подключается к положительной клемме батареи автомобиля-донора.
- Аналогичный зажим на обратной стороне присоединяется к плюсовой клемме АКБ реципиента.
- «Крокодил» с черным проводом цепляется к отрицательной клемме заряженного аккумулятора.
- Зажим с противоположной стороны присоединяется к неокрашенной части двигателя или кузова машины с разряженной батареей.
Обязательно проверьте соответствие полярности: плюс к плюсу, минус к корпусу!
Если емкость АКБ донора больше или равна емкости батареи реципиента, можно сразу попробовать запустить мотор последнего. При этом не следует крутить стартер больше 3–5 секунд подряд и делать более 2–3 попыток. В исправной машине со слегка подсевшим аккумулятором этого должно быть достаточно. Стартовые провода после запуска отсоединяем в обратном порядке, начиная с отрицательного зажима на реципиенте.
В том случае, если стартер вращается вяло или не вращается вовсе, следует прекратить попытки запуска, выключить зажигание на машине с севшей АКБ, завести двигатель автомобиля-донора и дать ему поработать, поддерживая частоту вращения 2500–3000 об/мин 5–10 минут. После этого глушим двигатель и вновь предпринимаем попытки завести реципиента. Отсутствие успешного результата и после этого в большинстве случаев указывает на «мертвую» батарею, проблемы со стартером или другие неисправности. Причиной также может быть значительно более высокая мощность ДВС и емкость аккумулятора реципиента, по сравнению с донором.