Городские жители настолько привыкли к асфальтированным дорогам, что их отсутствие вызывает недоумение. Асфальтирование применяют не только для автодорог, но и для благоустройства стоянок, детских и спортивных площадок, тротуаров и дорожек на участках загородных домов или дач.
Использование асфальта — очень практично. Покрытие характеризуется высокой прочностью, способностью выдерживать большие механические нагрузки.
В статье поговорим о том, какие виды асфальта бывают, из чего он состоит и как его укладывают.
Виды асфальта
В строительстве применяют два вида асфальта или способа укладки смеси. Подробнее о них — в таблице.
Классификация асфальта
В зависимости от размера зерна минеральных компонентов асфальтовые смеси делят на три класса:
- Крупное зерно до 40 мм. Применяется для нижних слоев покрытия, как для строительства стандартных городских улиц, так и для строительства автомобильных трасс. Плюсы: выдерживает повышенные транспортные нагрузки, такие как трафик большегрузных автомобилей.
- Мелкое зерно до 15 мм. Это вариант для дворовых дорожек и спортплощадок. Плюсы: мелкие фракции максимально прилегают друг к другу, что позволяет получить ровное покрытие.
Из чего состоят асфальтовые смеси?
Состав смеси у каждого вида асфальта одинаковый. Разница только в соотношении компонентов:
- Битум. Изготавливается из нефтепродуктов. Позволяет связывать другие компоненты смеси. Для горячего асфальта требуется большое процентное содержание битума, так как он должен выдерживать повышенные нагрузки.
- Песок. Для качественной смеси выбирают только очищенный песок. Его задача — заполнить пространство между другими фракциями.
- Щебень. От этого компонента зависит прочность дорожной поверхности. Для автомагистралей используют щебень диаметром до 15 мм. Он должен выдерживать транспорт весом от 5 тонн. Применение такого щебня помогает снизить риск деформации покрытия. Для тротуаров достаточно щебня диаметром до 5 мм.
- Минеральный порошок. Изготавливается из известняка и различных окаменелостей, которые дробятся в порошок. В этом компоненте много углерода, который помогает снизить внутреннюю нагрузку. Добавляется в смеси для дорог с высоким трафиком, эстакад и мостов.
Процентное соотношение компонентов регулируется СНиП 3.06.03-85.
Чтобы повысить рабочие характеристики асфальта, также используют различные виды пропиток:
- Полимерные на основе акрила. Дорогие пропитки, которые подойдут для благоустройства спортплощадок, теннисных кортов. Преимущества: повышенная прочность, имеют цвет.
- Каменноугольные смолы. Такие пропитки обладают особой стойкостью к воздействию нефти и нефтепродуктов, топлива, технических жидкостей. Плюсы: долговечность, бывают цветными.
- Битумные эмульсии. Дешевые пропитки, которые чаще всего применяют в смесях. Минус: требуют частой реставрации.
Этапы укладки асфальта
В технологии укладки асфальтированного покрытия используют ГОСТ Р 54401-2011. Сам процесс строительства состоит из следующих этапов:
- Составление проекта, подготовка сметы. Документы должны включать строительство водоотводной системы и прокладку подземных коммуникаций. Также учитывается близость леса, водоемов, перепады высот и другие особенности ландшафта.
- Снятие грунта с помощью бульдозеров и разравнивание площадки грейдерами. Для тротуара достаточно снять до 25 см грунта. Если на территории уже есть старый асфальт, его снимают методом фрезерования или отбойными молотками. Старое покрытие можно повторно переработать.
- Обустройство дорожной «подушки». Работы включают насыпь из песка или песка с гравием. Затем насыпается крупнозернистая щебенка, после — мелкая. Слой выравнивают грейдером и уплотняют. В верхний слой добавляются пропитки.
- Укладка асфальтной смеси. Когда дорожная «подушка» готова, приступают к укладке асфальта. Для этого применяют крупные и мелкие фракции. Материал распределяется асфальтоукладчиками. Каждый слой утрамбовывают катком.
Для автобанов дополнительно применяются армирующую сетку, которую размещают между слоями асфальта и пропитывают битумом.
Но чтобы асфальтное полотно служило как можно дольше, оно должно укладываться в соответствии с ГОСТ, с учетом автомобильного трафика, нагрузок, погодных условий и возможных катаклизмов (паводки, наводнения, сели, сейсмическая активность).