Найти тему

Как укладывают асфальт?

Городские жители настолько привыкли к асфальтированным дорогам, что их отсутствие вызывает недоумение. Асфальтирование применяют не только для автодорог, но и для благоустройства стоянок, детских и спортивных площадок, тротуаров и дорожек на участках загородных домов или дач.

Использование асфальта — очень практично. Покрытие характеризуется высокой прочностью, способностью выдерживать большие механические нагрузки.

В статье поговорим о том, какие виды асфальта бывают, из чего он состоит и как его укладывают.

Виды асфальта

В строительстве применяют два вида асфальта или способа укладки смеси. Подробнее о них — в таблице.

-2

Классификация асфальта

В зависимости от размера зерна минеральных компонентов асфальтовые смеси делят на три класса:

  1. Крупное зерно до 40 мм. Применяется для нижних слоев покрытия, как для строительства стандартных городских улиц, так и для строительства автомобильных трасс. Плюсы: выдерживает повышенные транспортные нагрузки, такие как трафик большегрузных автомобилей.
  2. Среднее зерно до 25 мм. Используется для строительства пешеходных дорог и площадей.
  3. Мелкое зерно до 15 мм. Это вариант для дворовых дорожек и спортплощадок. Плюсы: мелкие фракции максимально прилегают друг к другу, что позволяет получить ровное покрытие.

Из чего состоят асфальтовые смеси?

Состав смеси у каждого вида асфальта одинаковый. Разница только в соотношении компонентов:

  • Битум. Изготавливается из нефтепродуктов. Позволяет связывать другие компоненты смеси. Для горячего асфальта требуется большое процентное содержание битума, так как он должен выдерживать повышенные нагрузки.
  • Песок. Для качественной смеси выбирают только очищенный песок. Его задача — заполнить пространство между другими фракциями.
  • Щебень. От этого компонента зависит прочность дорожной поверхности. Для автомагистралей используют щебень диаметром до 15 мм. Он должен выдерживать транспорт весом от 5 тонн. Применение такого щебня помогает снизить риск деформации покрытия. Для тротуаров достаточно щебня диаметром до 5 мм.
  • Минеральный порошок. Изготавливается из известняка и различных окаменелостей, которые дробятся в порошок. В этом компоненте много углерода, который помогает снизить внутреннюю нагрузку. Добавляется в смеси для дорог с высоким трафиком, эстакад и мостов.

Процентное соотношение компонентов регулируется СНиП 3.06.03-85.

Чтобы повысить рабочие характеристики асфальта, также используют различные виды пропиток:

  • Полимерные на основе акрила. Дорогие пропитки, которые подойдут для благоустройства спортплощадок, теннисных кортов. Преимущества: повышенная прочность, имеют цвет.
  • Каменноугольные смолы. Такие пропитки обладают особой стойкостью к воздействию нефти и нефтепродуктов, топлива, технических жидкостей. Плюсы: долговечность, бывают цветными.
  • Битумные эмульсии. Дешевые пропитки, которые чаще всего применяют в смесях. Минус: требуют частой реставрации.
-3

Этапы укладки асфальта

В технологии укладки асфальтированного покрытия используют ГОСТ Р 54401-2011. Сам процесс строительства состоит из следующих этапов:

  • Составление проекта, подготовка сметы. Документы должны включать строительство водоотводной системы и прокладку подземных коммуникаций. Также учитывается близость леса, водоемов, перепады высот и другие особенности ландшафта.
  • Снятие грунта с помощью бульдозеров и разравнивание площадки грейдерами. Для тротуара достаточно снять до 25 см грунта. Если на территории уже есть старый асфальт, его снимают методом фрезерования или отбойными молотками. Старое покрытие можно повторно переработать.
  • Обустройство дорожной «подушки». Работы включают насыпь из песка или песка с гравием. Затем насыпается крупнозернистая щебенка, после — мелкая. Слой выравнивают грейдером и уплотняют. В верхний слой добавляются пропитки.
  • Укладка асфальтной смеси. Когда дорожная «подушка» готова, приступают к укладке асфальта. Для этого применяют крупные и мелкие фракции. Материал распределяется асфальтоукладчиками. Каждый слой утрамбовывают катком.

Для автобанов дополнительно применяются армирующую сетку, которую размещают между слоями асфальта и пропитывают битумом.

-4

Но чтобы асфальтное полотно служило как можно дольше, оно должно укладываться в соответствии с ГОСТ, с учетом автомобильного трафика, нагрузок, погодных условий и возможных катаклизмов (паводки, наводнения, сели, сейсмическая активность).