Найти тему
Около слов

“Слова Советов”. Слова, которые в СССР имели значение, но сейчас не употребляются. Выпуск 2

Сегодня хочу рассказать о словах “агитпункт” и “агитбригада”.

Их объединяет корень слова “агитация” и направление, заданное словом “пропаганда”.

Иллюстрация: Paal Gladso, freeimages.com
Иллюстрация: Paal Gladso, freeimages.com

Агитпункт

Агитпункты создавались для того, чтобы во всех, даже очень отдалённых, районах страны население было в курсе партийных задач. Этакое “Что нового”. При этом все СМИ работали, как обычно. Но важно было вживую донести до людей актуальную повестку. Пропустить через себя и донести. Блог-платформа такая. Отличие в том, что блогер сейчас посредством трендов пытается привлечь к себе читателя, в агитпункте же “читателям” навязывались “тренды”.

Конечно, так было не всегда. Когда создавались агитпункты (1919 год), они не только занимались голой пропагандой, но и были информационным центром для населения в тяжёлые для страны времена. В войну на агитпунктах шла запись на фронт, при них была закреплена радиоточка, передающая сводки военных действий.

В мирное время агитпункты создавались по случаю при клубах и Домах культуры. Случай был, в основном, один и тот же – выборы. В качестве оснащения агитпункта была в ходу “наглядная агитация”: лозунги, плакаты, буклеты на тему. Примерно так же сейчас партии перед выборами пытаются завладеть вниманием избирателя.

Так как эти пункты разворачивались при клубах, организовывали их сами работники культуры, подключая к этому оформителей и художественную самодеятельность.

Агитбригада

И тут на сцену выходит “агитбригада”. Что означало это слово?

Группа людей, несших агитацию и пропаганду в “умы и сердца”. Как правило, это были ребята из кружков самодеятельности и, если нужно, сами работники культуры.

Работали бригады на выезде, как правило, в поддержку избирательной кампании. Иногда, в невыборное время, агитбригады организовывали для “оживляжа” культурной жизни района/области. Репертуар в таком случае был остросатирическим. Стендап на госдотации.

Программа агитбригады всегда была подогнана под местный материал. То есть мы приезжали в новое село, пока гримировались, наш выпускающий режиссёр бежал в сельсовет, узнавал факты о местных прогульщиках, пьяницах, лодырях и тунеядцах. Всё это филигранно вставлялось в материал. Обходились без фамилий, брали только яркие проявления, колоритные черты нарушителей. Публика встречала такие выступления с большой теплотой, все очень радовались узнаваемости образа, особенно те, кого критиковали в выступлении. Такой вот “антипиар”.

Была ли агитация пунктов и бригад, про которые я коротко рассказала, действенна, не знаю, выборки на эту тему у меня нет.