Часть 3. Центр купечества
В конце XIX века начались изыскательские работы для прокладки Транссибирской железной дороги. Конечно, старинные обжитые города, такие как Томск, Колывань, Каинск, рассматривались как пункты на новом железнодорожном пути. И купцы, и чиновники Колывани и Томска писали письма и хлопотали о том, чтобы железная дорога проходила через их города, следуя очертаниям Московского тракта. Каинские купцы, напротив, не хотели железной дороги в своем городе. Вышло все, как они хотели, но выгоды не принесло. И если Колывань после такого поворота дел очень быстро утратила статус города, то Каинск еще держался и жил. А чем жил – давайте посмотрим.
Каинск был оживленным торговым городом. Большой Московский тракт соединял его с Иркутском и Нижним Новгородом, где работала самая крупная ярмарка в стране. Тракт из Каинска на Тару совпадал с Московским трактом, и вдоль этого пути велась торговля и развивалась мелкая промышленность. И хоть Транссибирская магистраль оттянула на себя деловую и экономическую активность края, Каинск понемногу рос и строился.
Примером развития промышленности может служить маслозавод. Первый маслозавод появился в 1895 году, позже стали открываться и другие. Маленькие, с примитивным оборудованием, они изготавливали масло высочайшего качества. Сливочное масло из Каинска и округи соответствовало всем европейским стандартам и было даже выше их. Несколько иностранных контор имели привилегию закупки масла и импорта его в европейские страны. Некоторые каинские купцы также торговали маслом через свои конторы в Гамбурге и Лондоне.
Купеческие семьи, обладавшие самыми большими капиталами, носили фамилии Ерофеевы, Масловы, Шкроевы.
Шкроев Иван Васильевич, купец 1-ой гильдии, торговал мануфактурой, галантереей, вином. И даже в 1879-1880 гг. занимал должность главы города. Его супруга, Шкроева Александра Ивановна (1846-1921 гг.), после смерти мужа стала самым крупным благотворителем в округе. Например, следуя завещанию мужа, в 1904 году она принялась за строительство храма. Церковь во имя Иоанна Предтечи была освещена 18 ноября 1904 года. По имени устроительницы храма народ называл его Шкроевской церковью. В начале века силуэт церкви возвышался над окружавшей его городской застройкой. Здание церкви сложено из кирпича и представляет образец широко распространенного в русской архитектуре рубежа XVIII-XIX веков бесстолпного храма. С востока к основному объему примыкает трехгранная уплощенная апсида, с запада – трапезная и колокольня с восьмигранным ярусом на квадратном основании.
Купола в традиционном храме опираются на столбы. При одноглавом завершении в центре храма четыре столба символизируют четырех евангелистов. В бесстолпном храме эти столбы отсутствуют. Своды и купол в таком храме держатся только за счет наружных стен.
Со времени постройки и до наших дней облик храма изменился. Были утрачены колокольня, шатровое завершение, семь луковичных глав и многое из внутренней отделки и убранства. Сегодня восстановленный храм предстает в несколько измененном виде. Однако в облике его сохранена стилизация под русско-византийское зодчество.
Еще одна значимая фамилия в Каинске – Ерофеевы, купцы. Они имели торговый дом «Бр. Ерофеевы», основателем которого стал Венедикт Петрович, купец I гильдии. Иван Петрович состоял в III, а затем и во II гильдии. Младшие Капитон и Андрей стали купцами позднее. Торговый дом Ерофеевых знала вся Россия.
Иван Петрович создавал предприятия во многих отраслях промышленности, в том числе в золотодобыче и горном промысле. Ведущую же роль в клане Ерофеевых играл Венедикт Петрович. Он стал основоположником фабричной индустрии в Каинске. Самым крупным предприятием купца стал Ново-Троицкий винокуренный завод в двух верстах от Каинска. Кроме винокуренного завода Ерофеев построил еще и пивоваренный, паровую крупчатную мельницу, вел торговлю водкой, керосином, чаем и сахаром. Он не обошел своим вниманием маслоделие и открыл образцовую Александрийскую сельскохозяйственную ферму. На ферме обучали маслоделию и приемам ведения сельского хозяйства – полный курс обучения длился 3 года. 10 человек могли обучаться за казенный счет.
Проявить свою заботу о социальном благополучии в округе купцы могли через благотворительность и городское самоуправление. Ерофеевы не раз занимали пост городского головы, помогая развитию экономики Каинска.
Венедикт Ерофеев занимался благотворительностью. Он возглавлял попечительский совет при Каинской женской прогимназии, жертвовал деньги на строительство церквей и школ, участвовал в устройстве плавучего моста через Омь.
Здание женской гимназии сейчас является памятником архитектуры. Оно было построено в 1860 году, позже к нему пристроили домовую церковь. В оформлении здания использованы элементы классицизма – карнизы, оформление окон, треугольные фронтоны, членение фасадов. Однако в целом облик здания эклектичен, как и многие строения конца XIX века в Сибири.
Винокуренный завод братьев Ерофеевых также признан памятником архитектуры. В декоре комплекса зданий использованы мотивы и элементы классицизма и барокко. Это редкий пример сохранившегося производственного комплекса конца XIX века, выполненного с выразительными объемами зданий и фасадами из кирпича.
В исторической части современного Куйбышева располагается здание, которое принадлежало Ивану Ерофееву. На первом этаже располагались магазины, на втором – жилые помещения. Фасады этого кирпичного здания оштукатурены и насыщены декоративными элементами. Это типичный пример большого купеческого дома, в котором жила семья, а на первом этаже велось торговое дело.
Купеческие особняки строились на центральных улицах города – Московской, Иркутской, Базарной.
Внешний облик города формировали не только вкусы купцов и мастерство строителей, но и нормативно-правовое регулирование. Регламент градостроительной деятельности гласил:
«Желающий возвести в городе новый дом или перестроить существующий… обязан представить в Городскую Управу как фасад, так и подробный план всех частей здания по этажам и разрезы оного, продольный и поперечный».
Маслов Михаил Лазаревич, купец, занимавшийся изозом и имевший самое большое количество ломовых лошадей, в 1904 году построил мельницу с новейшим оборудованием. Мощность двухуровневой мельницы с немецким двигателем внутреннего сгорания составляла 20 тонн зерна в сутки. Архитектурный памятник – одноэтажный деревянный дом на бывшей улице Иркутской – был построен купцов в начале XX века. Дом украшен резьбой в традициях народной деревянной архитектуры. Резьба применена в элементах карниза, террасы, оформления окон.
Что служило источниками процветания каинских купцов рангом поменьше? Братья Волковы занимались торговлей мануфактурой и, кроме того, бакалейными, галантерейными и парфюмерными товарами. Кроме них торговлю мануфактурой и бакалейными товарами вел Л. Ф. Лощинский, а Мальчиков специализировался на покупке и оптовой продаже скота.
Некоторые из купцов являлись владельцами заводов. Купец 1 гильдии Левак Моисей Абрамович был кожезаводчиком, братья Ерофеевы, Андрей Петрович и Иван Петрович, владели паровой мельницей, винокуренным, пивоваренным и кожевенным заводами. Занимались они и молочным хозяйством. Шкроева Н. В. Содержала винокуренный, а Митрохина И. С. – салотопный, мыловаренный, кожевенный заводы.
Каинские купцы и промышленники играли большую роль в жизни города и его обустройстве.
К началу XX века Каинск имел уже довольно развитую инфраструктуру для такого небольшого городка. Имелись две церкви (третья была построена к 1906 году), синагога, в 1909 году построен Римско-Католический костел. Работало пять учебных заведений: женская прогимназия, уездное, два приходских училища и церковно-приходская школа. Организована больница на 55 коек, а также библиотека, общественный клуб.
В том относительно недавнем прошлом и деревянные, и кирпичные постройки строились принципиально иначе, чем современные дома. Это различие в самом подходе к строительству, которое можно назвать «рукодельным», «штучным». Весь процесс возведения относительно небольших зданий осуществлялся одной артелью, где от отдельных мастеров, их таланта зависели и качество постройки, и ее художественно-образная направленность.
В архитектуре зданий торгового назначения особое внимание уделяли оформлению окон, дверей, а также карнизу, фронтону или фигурному парапету. Эти формы должны были привлечь внимание покупателя.
Большое распространение получило строительство так называемых торговых домов, сочетающих магазин, обычно вытянутой формы и размещенный в нижнем этаже, с конторскими деловыми (а иногда и жилыми) помещениями в верхних этажах.
В каинском округе проводились ярмарки - Михайловская (8-17 января) и Петропавловская (29 июня – 8 июля), оборот которых был не очень значителен, но они собирали население с окрестных деревень.
Каинск образца начала XX века упоминался в географических указателя Российской империи. Например, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга русских людей» (С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1907 г.) дано описание Барабинской степи:
«Это обширная черноземная равнина со множеством мелких озер и болот, промежутки между которыми покрыты в северной ее части (восточные части Тарского и северные Каинского округов) смешанной лесной растительностью, а иногда и хвойными лесами, а в средней, прилегающей к рельсовому пути – оазисами мелкого дровяного березняка (колками) вперемежку с луговой степью».
Географы и путешественники рассказывали и о природных достопримечательностях Сибири. К примеру, описывалось как лечебное озеро Устьянцевское. Оно лежало в двухстах верстах от станции Каинска около села с таким же наименованием. Воды этого озера были близки по составу к водам Карлсбада, Франценсбада, Мариенбада и Ессентуков №4.
Составитель географического описания писал: «Водой этой пользуются при желудочно-кишечных катарах. Приспособлений для купания нет, и большинство устраивают себе раздевальные шалаши из березняка... Вода молочного цвета, имеет горько-соленый вкус и отзывается сероводородом. Она щелочной реакции и мылится. К сожалению, озеро никем не оберегалось от засорения; ежегодно в него попадает порядочно навоза с дороги, проходящей зимой по льду озера; его грязнят даже мытьем белья и пр.»
Описание самого города включало сведения об основании форпоста, основных направлениях деятельности, торговом обороте и существующих постройках.
Застройка города была преимущественно деревянной. Как и в Новониколаевске, пожары, физический износ недолговечного материала предопределили исчезновение старых зданий. На сегодняшний день памятниками истории и архитектуры признаны в основном каменные дома – их более трех десятков.
Город Каинск был переименован в Куйбышев в 1935 году, в честь революционера В. В. Куйбышева. В его истории было множество важных событий, которые не вошли в этот рассказ, но о которых можно прочитать в книгах. Можно и нужно, потому что в 2022 году Куйбышев празднует 300-летие со дня основания.
В статье использованы изображения сайтов http://www.bsk.nios.ru/ , https://macusima.livejournal.com/25916.html
Список литературы:
1. Миненко, Н. А. По старому Московскому тракту : о первых русских поселениях на территории Новосибирской области / Миненко Н. А. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990. – 183 с. : ил.
2. Гусаченко, В. Л. Каинск исторический / Вероника Львовна Гусаченко, Лориана Леонидовна Матвеева, Лариса Валентиновна Тимяшевская. – Новосибирск: НПЦ по сохранению историко-культурного наследия при администрации Новосибирской области ; Сибирская издательская фирма РАН «Наука», 1995. – 79 с. : ил.
3. Деловая элита старой Сибири : исторические очерки / А. В. Старцев, В. А. Скубневский, В. П. Зиновьев и др. – Новосибирск: ИД «Сова», 2005. – 257 [1] с. : ил.
4. По старым дорогам / редактор М. Щукин. – Новосибирск : Издательский Дом «Сибирская горница», 2005. – 100 [7] с. : ил.
5. Памятники Новосибирской области / сост. Л. М. Горюшкин, Б. И. Семко. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989. – 195 [3] с. : ил.
6. Миненко Н. А. История Новосибирской области с древнейших времен до конца XIX века / Нина Адамовна Миненко. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издатльство, 1983. – 78 [1] с. : ил.
7. Щукин, М. Встречь солнцу. Рассказы об истории Сибири / Михаил Щукин. – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 2005. – 215 с. : ил.