Найти в Дзене
Записки левой лапкой

Неудобные дети, или ещё раз про Алису

Если абстрагироваться от некоторой одиозности, окружающей эту семью словно ауру, остаётся феномен.

Алиса Т. - это феномен, ставший возможным исключительно в комплексе неких характеристик, складывающих нашу современную, российскую действительность.

Сразу оговорюсь: это мнение домохозяйки без образования)) ну, то есть, я сейчас, на ваших глазах, заправила штанину в носок, пардон, мол, не ждите от меня многого и умного) /реверанс/

Прежде всего, этот феномен иллюстрирует нашу систему образования.

И в очередной раз, как ни парадоксально, доказывает, что ЕГЭ - это не про образование, образованность, воспитание или зрелость.

Это про натасканность.

Тестовая система не требует развития комплексного и целостного. Достаточно знать, что на этот вопрос нужно ответить так.

Или не знать, но быть способным угадать.

Набиваем голову вариантами и фактами - и вуаля!

Коммуникативных навыков не нужно, глубокого понимания предмета не требуется, умения выражать свои мысли чётко и внятно, встраивать знания в систему знаний и представлений - нет, нет, ничего не надо.

Вы просто должны знать, какой ответ от вас ждут экзаменаторы.

Вы никогда не наблюдали, как учителя, по умолчанию обладающие всей полнотой знаний по предмету, гадают, что же от их учеников хотят получить составители ВПР для начальной школы? А я наблюдала))

И это тоже доказывает, что тесты не всегда имеют отношение к знаниям "по предмету" или пониманию его)

То есть, тесты не способны показать, насколько человек владеет предметом. Не могут показать уровень его развития. Особенно, если составлены...ммм... не вполне корректно)

Поэтому, в силу всех этих причин, натасканные дети имеют возможность сдать итоговый экзамен, не будучи, на самом деле, готовы к следующей ступени образования и к жизни во "взрослом" обществе.

А образовательная система, выстроенная в РФ, не позволяет защитить ребёнка от выпихивания его в среду, к которой он не вполне готов. И не позволяет учреждениям защитить существующие порядки внутри своих стен.

И получается нонсенс: право человек имеет, отказать ему никак нельзя, но и дать ему возможность это право реализовать на общих основаниях не получается, потому что так он не готов его взять!

И вот всё это и привело к возникновению этого феномена Алисы.

Папа, с весьма неоднозначными амбициями, пропихивает ребёнка в щели образовательной системы.

Образовательная система тихой сапой саботирует это пропихивание.

Общественность наблюдает, издавая звуки разной степени приличности.

Но знаете, что вижу я?

Да, сейчас я тоже издам звук в меру своих пониманий приличий))

На мой взгляд, на глазах всего заинтересованного общества, разворачивается трагедия, инициированная несовершенством системы образования и амбициями родителя.

Алиса - не взрослый человек и не гений, от которого можно было бы ожидать всестороннего развития и взвешенных, осознанных - читай, "взрослых и даже лучше" - решений.

Она - ребёнок, остающийся ребёнком, несмотря на взятую вершину ЕГЭ и обучение в ВУЗовском формате.

Высшие учебные заведения не приспособлены для образования детей младшего школьного возраста.

Возьмите ребёнка, запихните его, неприспособленного и не готового, в неприспособленную для него среду в одиночестве, что вы получите?

Травму.

То есть, чтобы существовать в неприспособленной системе, ребёнку нужен кто-то, кто будет выполнять для него роль прослойки между неприспособленной к нему системы и им самим. Тьютор, родитель, "его" взрослый.

И возникает конфликт. Допускать постороннего на занятия, тем более в условиях пандемии и прочего ВУЗ не желает, а папа Алисы - не студент, он посторонний для ВУЗа человек. И я понимаю ВУЗ. Но не оправдываю.

Оставлять ребёнка девяти лет в неприспособленном для него пространстве - рискованно. И я - в некоторых моментах - понимаю папу. Но не оправдываю его.

Отказать в образовании ВУЗ не может, забрать ребёнка из ВУЗа папа не может - в силу каких-то причин, сейчас не о них.

Выход я вижу в тьюторе, человеке от ВУЗа, который бы помогал именно ребёнку. Но это расходы, изменения структурные и прочие.

Дополнительные телодвижения и расходы ради студента, не подающего особых надежд.

И тут выпирает ещё одно свойство нашей образовательной системы: неудобные дети системе мешают, и поэтому не могут полноценно получить образование.

Алиса - очередной неудобный ребёнок. Она не вписывается в систему. Отсюда проблемы.

Однако, обществу Алиса и её папа оказали просто неоценимую услугу: они стали маркером несовершенства системы. Громким маркером.

Системе не нужны неудобные дети, и система имеет дыры размером с образование.

А феномен продолжит развитие. Удачи Алисе!