Найти в Дзене
Грунтовозов

Асфальт для дорожек и тротуаров: как выбрать, тип и марка

Оглавление

Основная сфера применения асфальтобетона – это строительство и ремонт дорожных покрытий. Тем не менее, он востребован и в работах по благоустройству территорий.

Так, асфальтобетон может использоваться для покрытия:

  • Тротуаров
  • Пешеходных дорожек
  • Садовых дорожек
  • Велосипедных дорожек
  • Беговых дорожек
Все городские тротуары обычно имеют асфальтовое покрытие
Все городские тротуары обычно имеют асфальтовое покрытие

Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара

На рынке строительных материалов представлено большое разнообразие асфальтобетонных смесей (АБС). Они отличаются составами, соотношением компонентов и размерами минерального наполнителя: щебня, гравия, песка и отсева. У каждой из них есть своя сфера применения.

Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать подходящий вид материала под конкретную задачу:

Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара – таблица
Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара – таблица

Конечно, никто не запрещает вам использовать какой угодно асфальт для благоустройства – особенно если речь идет о частной территории. Но если вы закажете неподходящий материал, то рискуете выкинуть деньги на ветер.

Для наглядности давайте разберем эти рекомендации на конкретных примерах:

  • Тротуары и пешеходные зоны в городе занимают большие площади. К тому же движение по ним довольно интенсивное, особенно на центральных улицах. Здесь требуются крупные партии материала, и при этом – достаточно качественного. Срезка асфальта (асфальтовая крошка) стоит дешево, но поскольку это вторичный продукт, то она никак не сертифицируется. А холодный асфальт продается мешками, и закупать его в больших объемах невыгодно. Поэтому для таких целей берут универсальные горячие смеси.
  • А вот дорожки в частном дворе небольшие, на них не нужно так много материала. Самым выгодным вариантом здесь будет асфальтовая крошка. Но в продаже ее можно найти только в сезон дорожно-ремонтных работ. В ее отсутствие можно воспользоваться холодным асфальтом. Его легко укладывать и трамбовать вручную. А значит, вам не придется тратить деньги на наем рабочих.
  • Крупнозернистый асфальт содержит зерна щебня до 40 мм в диаметре. Такую смесь сложно укладывать вручную. А для ее укатки нужна тяжелая дорожная техника. Поэтому в работах по благоустройству этот вид асфальта практически не используется.

Есть еще одна интересная разновидность материала – это литой асфальт. В отличие от горячих и холодных смесей, он представляет собой пластичную массу, которая буквально растекается по подготовленному участку. А еще она уплотняется под собственным весом, не требуя привлечения специальной техники. На первый взгляд, это идеальный вариант для пешеходных дорожек. Но в реальности он практически не используется. Почему? В следующем разделе мы подробнее рассмотрим нормативные требования к асфальту для благоустройства и ответим на этот вопрос.

Тип и марка асфальта для тротуаров

Существующие ГОСТы на асфальтобетон и АБС распространяются в первую очередь на материал для дорожного строительства. Отдельных стандартов на смеси для благоустройства нет. Это объясняется тем, что нагрузка на тротуары в городе незначительная. Сравните сами: средний вес человека – 70 кг, а легкового автомобиля – 1000-1500 кг.

Поэтому выбор асфальта для пешеходных зон продиктован не столько техническими характеристиками (прочностью, износостокойкостью и другими), сколько соображениями экономической выгоды.

Например, в ТР 127-01 в качестве оптимальных приводятся такие характеристики материала:

  • Зернистость – мелкозернистый или песчаный
  • Тип (содержание щебня) – В (30-40% щебня или гравия) или Д (песчаный)
  • Марка – II, III

Эти рекомендации обусловлены тем, что смеси с низким содержанием щебня более пластичны. Для их уплотнения не нужны тяжелые дорожные катки, которым на тротуаре будет не развернуться.

При этом на участках, по которым не планируется движение автотранспорта, выгоднее использовать песчаные смеси. Как правило, они стоят дешевле. Щебеночный же асфальт кладут в покрытие пешеходных зон шире 2-3 м. По ним будет периодически ездить уборочная техника, поэтому в таких случаях нужна дополнительная прочность.

Также нормативные документы предусматривают возможность использования литого асфальта для покрытия тротуаров. Более того – в ТУ 5718-002-04000633-2006, где устанавливаются требования к литым АБС, выделяется отдельный тип смеси для этих целей.

Она имеет такие характеристики:

  • Тип – IV (песчаный)
  • Максимальный размер зерен – 5 мм
  • Массовая доля битума и минерального порошка – 17-23%

Но, как мы отмечали, на практике из литого асфальта дорожки не делают. Ответ на вопрос «почему» становится понятен, если сравнить нормативные требования к нему и к обычным горячим смесям.

Они приведены в ГОСТ 9128-2013 и ТУ 5718-002-04000633-2006:

Сравнение нормативных требований к литому и горячему асфальту
Сравнение нормативных требований к литому и горячему асфальту

А теперь посудите сами: производство литого асфальта – процесс дорогостоящий. На это уходят большие объемы битума и минерального порошка. А для доставки смеси нужен специальный транспорт, оборудованный герметичным контейнером (кохером) и мешалкой. В итоге стоимость материала подскакивает в 1,5-2 раза по сравнению с обычным горячим асфальтом.

Также из таблицы видно, что по своим характеристикам литые АБС не лучше (а где-то и хуже) обычных. То есть никакого смысла переплачивать нет.

Теперь вы знаете, какой тип и марку асфальта лучше брать для работ по благоустройству территории.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорожек #асфальт для тротуара #полезные советы #дорожки из асфальта #тротуар из асфальта