Знаете, что меня поражает в некоторых людях. Умение приспосабливаться к окружающей действительности, менять свои принципы на лету, и при любом политическом строе оставаться на коне. Сегодня они бьют колотушки на площади и требуют свободы, завтра сидят в уютном министерском кресле и на бывших товарищей покрикивают с высока. И хорошо, если только покрикивают.
Думаете такое невозможно? Признаться, я сама в этом сомневалась, пока не познакомилась с биографией Алексея Толстого. Граф, эмигрант, интриган, красный граф, трижды лауреат Сталинской премии, четырежды счастливо женат, депутат СССР.
#Алексей толстой #литература #биографии писателей #советские писатели
Как с ним связан Артемий Лебедев, почему его не любил Катаев, и как законный граф стал протеже Сталина. За мной, читатель, жизнь интереснее любого романа.
Граф или не граф
Буквально же первый источник, к которому я обратилась, чтобы больше узнать об Алексее Николаевиче, поставил под сомнение его графскую сущность. Дескать маменька Алексея сбежала от троюродного брата Льва Толстого - Николая, к простому уездному дворянину Алексею Бострому. Будущий писатель Алексей Толстой появился на свет через год после того, как Александра Толстая (в девичестве Тургенева) стала жить в Самаре вместе с Бостромом. Нужно сказать, что сомнения в графской сущности имели под собой все основания. Даже потомки Алексея Толстого, в частности Фекла Толстая, проводили подробные исследования этого вопроса.
А причины были вот какие. Александра, не в силах выносить тяготы семейной жизни с Николаем Толстым, сбегает от него к горячо любимому Алексею Бострому в Самару. Нужно ли говорить, что Николай Толстой всячески противился разводу и, хотя запретил жене встречаться с общими детьми, и поддерживать какие-то отношения с московскими знакомыми, отпускать ее не собирался. После разрыва и до рождения Алексея они встречались как минимум дважды. Первый раз, когда граф ехал в Самару и случайно узнал, что в поезде, в общем вагоне едет и его жена. Он "пригласил" ее в свое отдельное купе, чтобы не срамила графа. Позже туда явился и Бостром, завязалась перепалка, а затем и драка со стрельбой, которая разбиралась в Самарском суде.
О второй тягостной встрече свидетельствуют письма Александры к Алексею Бострому из Санкт-Петербурга. В них она пишет, что ее навестил "муж", принудил к тому, против чего возражала вся ее сущность, и она чувствует после этого себя раздавленной и опозоренной. В следующем письме Александра Леонидовна, упоминает, о возможной беременности от графа Николая и просит Бострома, если это так, воспитать этого ребенка, как своего сына.
Как бы то ни было, Алексей Толстой был записан сыном графа Николая Толстого, при этом жил и воспитывался с рождения отчимом. Графа - "отца" Алексей никогда в жизни не видел, и знаком с ним и братьями не был. Встретился он со своими родственниками лишь при получении наследства графа. Претензии его на наследство были признаны законными и удовлетворены в полном объеме.
Быть богатым графом Алексею очень понравилось, и началась его шикарная жизнь.
Начало творческого пути
Если вы думаете, что после получения наследства, Алексей Николаевич превратился из провинциального труженика, в столичного франта, вы не так сильно заблуждаетесь. Граф Николай Толстой умирает в 1900 году, в 1901 Алексей вступает в права наследования. Наследник обосновывается в Санкт-Петербурге и ведет образ жизни, соответствующий молодому графу. Впрочем, отношений с мамой и "отчимом" он не разрывает, и внемля голосу разума и родителей, что и в богатстве, и в бедности человеку нужна не жена, а профессия, поступает Технологический институт. Впрочем, женой Алексей так же успел обзавестись еще в Самаре. Юлия Рожанская училась вместе с Алексеем, вышла за него замуж и буквально через год родила сына - Юрия.
Алексей не сидит на месте, постоянно ищет себя. За короткий период с 1905 по 1907 он успел поучаствовать в студенческих стачках и волнениях, сгонять на полгода в Дрезден, чтобы поучиться в местном политехническом и влюбиться в художницу Софью Дымшиц, отправиться с практикой на Урал, начать писать стихи. Что ж, когда думать о хлебе насущном нет необходимости, можно озадачиться и духовной пищей. Сочинительство Алексей и решает выбрать делом всей жизни. Да настолько сильно решает, что уходит с пятого курса политеха в никуда. Чтобы стать писателем.
Думаю, не последнюю роль в этом сыграла художница Софья Дымшец, которая вслед за Алексеем вернулась в Санкт-Петербург. Творческая, образованная, прекрасная Софья пленила Алексея. Она не шла на уступки, была замужем, умна, воспитана. Ради нее он готов был свернуть горы, а Софья лишь томно принимала его ухаживания. Так длилось до 1914 года, когда без взаимных обид и ссор молодые расстались.
Тучи сгущаются
На первую мировую войну Алексей уехал военным корреспондентом. Выбрав стезю писателя, Алексей продолжает искать себя и свой творческий путь.
А потом случилась революция. Сам Толстой ее не принял, и вместе с третьей женой (дай бог здоровичка, столько жен!) отправился в эмиграцию. Тогда многим казалось, что история с большевиками в России временная, и вот-вот еще чуть-чуть и все будет как прежде. Но годы шли, города эмиграции менялись, а как прежде все не наступало, и не наступало. Алексей был стеснен в средствах, а хотел жить хорошо и красиво. Не для того он стал графом, чтобы жить в долг и на себе экономить. И вроде любили все "своего в доску" Алексея Толстого, а все же было в нем что-то, приведшее в дальнейшем к резкой смене курса.
Алеша подсел ко мне, потянул носом.
— У тебя, — говорит, — хорошие духи.
— Да, — говорю, — это мои любимые, «Мицуко» Герлен.
— Герлен? Да ведь он страшно дорогой!
— Ну что ж, вот подарили дорогие.
Потом опять разговор стал общим. Но вот, вижу, Алексей встает и идет ко мне в спальню. Что-то там шарит, позвякивает, а лампы не зажигает. Кто-то позвал:
— Алеша!
Вышел. Все так и ахнули.
— Что такое? Что за ужас!
Весь от плеча до колен залит чернилами.
Оглядел себя, развел руками и вдруг накинулся на меня.
— Что это, — кричит, — за идиотство, ставить чернила на туалетный стол!
— Так это ты, стало быть, решил вылить на себя весь флакон моих духов? Ловко.
— Ну да, — негодовал он. — Хотел надушиться. Теперь из-за тебя пропал костюм. Форменное свинство с твоей стороны.
Ужасно сердился.
Из воспоминаний Тэффи Надежды Александровны
Впрочем, были случаи и менее анекдотичные. Например, продажа несуществующих земель и поместий в России, когда еще была надежда на возвращение. А когда с деньгами стало совсем туго, то продажа чайника с большой скидкой 20 лучшим друзьям.
Последняя забавная шутка перед отъездом была продажа чайника. Чудный, большой, толстый, белый фарфоровый чайник для кипятка.
— Вот, пользуйся случаем, — сказал он мне. — Продаю за десять франков. Себе стоил двадцать. Отдам, когда буду уезжать, пока еще самим нужен. А деньги плати сейчас, а то потом и ты забудешь, и я забуду.
Заплатила. После отъезда Толстых оказалось, что желающих набралось больше двадцати человек, а все заплатили деньги вперед. А чайник, конечно, укатил в Берлин.
Из воспоминаний Тэффи Надежды Александровны
Жить так казалось Алексею невозможно, и он решил разведать обстановку и наведаться в СССР. Тем более, что уже были напечатаны первые его произведения. . его учеба в политехе позволила ему начать писать фантастические романы. Жанр новый, интересный и востребованный.
Итак, Алексей Николаевич отправляется в СССР, где его встречают как дорогого гостя, обещают золотые горы и предлагают вернуться на совсем. Писатель решил рискнуть, слишком дорога ему была красивая жизнь, и тягостна эмиграция, где ты никому не нужен и не интересен.
Возвращение было триумфальным. Советские власти, и лично товарищ Сталин выполнили все свои обещания. Алексей получил шикарный дом, деньги, признание.
Современники Толстого рассказывали, что приезжавших в шикарный особняк советского классика гостей встречал старый слуга «красного графа», который говорил визитерам: «Их сиятельства нет дома, они уехали по делам в горком коммунистической партии».
http://izbrannoe.com/
Конечно, это не понравилось тем, кто никуда не уезжал, и не хотел делить с блудными сыновьями кусочки славы. Не нравился Толстой многим. Например, Катаеву. Который много позже в своей книге "Алмазный мой венец" спрячет Алексея Толстого под псевдонимом "некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель".
Об успехе Алексея Толстого на родине, его книгах, детях и внуках читайте в продолжении статьи.
А пока давайте обсудим вопрос, который я подняла в начале статьи, может ли человек ради материальной выгоды, переобуться в воздухе и из приверженца царизма, стать адептом ленинизма. Что вы о таком человеке скажите? Или лучше на чужбине сидеть на хлебе и воде, как Бунин, но идеалам своим не изменять? Давайте обсудим.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение статьи.
Традиционная "шляпа уличного музыканта", с огромной благодарностью всем, кто поддерживает автора, так как Дзен длинные тексты не поддерживает.