Предвкушение большой премьеры и размышления о жизни, неотделимой от балета, — IngoDance поймал моменты ноябрьского дня хореографа Эдварда Клюга и побывал на репетиции спектакля «Мастер и Маргарита».
Что для меня значит балет? Как ни странно, это по-прежнему открытый вопрос. Роль балета в моей жизни всегда была разной. На этом этапе жизни я отчетливо чувствую, что балет — это величайший дар.
Важнее всего для меня оставаться верным себе и своей семье. Моя работа часто разлучает меня с женой и детьми, поэтому я прилагаю усилия, чтобы проводить с ними как можно больше времени. Иногда я настолько глубоко погружаюсь в творчество, что даже не скучаю по родным. А когда я с ними, то, напротив, могу совершенно не думать о работе. Во время карантина я будто бы взял отпуск от самого себя и осознал, насколько много времени проводил за работой в последние десять лет. Я решил извлечь максимум из этой уникальной возможности — не делать ничего серьезного и даже не думать о творчестве.
В юности, когда я учился в интернате и хотел стать танцовщиком, балет был для меня путем к свободе, способом побега от системы. Затем балет стал моей работой — я продолжал делать то же, что и раньше, но еще и начал получать за это деньги. Я попробовал себя в роли танцовщика, хореографа и художественного руководителя, но какой бы работой ни занимался, балет всегда был неотделим от моей жизни.
Когда я начал пробовать себя в роли хореографа, у меня практически не было формального образования в этой области, я не был сторонником какой-то конкретной школы балета. В те времена я даже не знал о существовании современного танца и вдохновлялся только классикой. И хотя сейчас моя карьера уже состоялась, я всегда стараюсь учиться чему-то новому.
У меня есть организаторский талант. Даже если бы я не работал в балете, то стал бы хорошим менеджером в другой области. Я всегда стараюсь оставаться открытым и находить в себе новые таланты. Например, недавно я понял, что у меня очень хорошо получается мыть окна, и теперь всегда делаю это дома. Жена считает, что я сошел с ума, а меня это занятие очень расслабляет.
Моя юность в советской Румынии была довольно тяжелой. Голод, холод и нехватка свободы были обычным делом для большинства людей. Этот период моей жизни научил меня адаптироваться к любым условиям и находить выход даже из самых сложных ситуаций.
Мне нравятся авторы, в произведениях которых смешиваются фантастика и реальность. Я очень люблю Харуки Мураками, его романы — мое главное отпускное чтиво. В юности я прочитал практически всего Достоевского и Толстого. Большое впечатление на меня произвел Эмиль Золя — в жизни его персонажей было даже больше отчаяния и страданий, чем в моей собственной!
Я навсегда запомнил, как мы с друзьями в балетной школе смотрели трансляцию балета «Спартак» из Большого театра на черно-белом телевизоре. У нас захватывало дух от танцев Васильева и Максимовой, от хореографии, декораций и музыки! Позже румынские танцовщики, которые гастролировали по Европе, начали привозить видеопроигрыватели и кассеты с записью популярных постановок. Тогда я впервые увидел на сцене Барышникова и Нуриева. Барышников навсегда стал моим кумиром, много лет я был просто одержим им!
Мне кажется, если человек не испытывает хотя бы немного профессиональной зависти, то он не полностью отдает себя своему делу. Часто вижу произведения, которые приводят меня в такой восторг, что я просто не могу не позавидовать их создателям! Однако как профессионал я всегда стараюсь аргументированно объяснять, почему мне импонируют те или иные вещи. За счет этого я могу сделать свое собственное творчество лучше.
У меня не было врожденного таланта к танцам или природной гибкости. Я был худым и хорошо понимал музыку. Этого оказалось достаточно для того, чтобы меня взяли в балетную школу. Как танцовщик, я быстро достиг предела своих возможностей и понял, что не стану новым Барышниковым, но не отчаялся — нашел для себя новый путь в балете.
Когда я работаю над проектом, то полностью погружаюсь в него и не могу думать ни о чем другом. Иногда у меня даже начинаются проблемы со сном! Дело не в том, что я нервничаю: просто слишком увлечен процессом и так предвкушаю конечный результат, что не могу уснуть.
Две цитаты, которые показались мне наиболее интересными в последнее время, связаны с детьми. Возможно, я просто испытываю чувство вины из-за того, что не могу проводить столько времени со своей семьей, сколько мне хотелось бы. Первая цитата из индийской философии: «Не забывайте о том, что мы берем планету в долг у наших детей». Вторая — просто хороший практический совет: «Дайте своим детям достаточно денег, чтобы они могли сделать что-то, но не настолько много, чтобы они не хотели делать ничего».
Понравилась статья? Еще больше увлекательных историй о балете, выдающихся личностях и интервью со звездами сцены ждет вас на сайте IngoDance, ждём вас ↓