Найти тему
Артикул

Столица Сибири, или историческая значимость путей сообщения на примере Новосибирска и Томска

Новосибирск является третьим по численности населения городом страны. В нём официально проживает в 2021 году более 1,6 миллиона человек. Он является крупнейшим городом Западно-Сибирского экономического района, а также административным центром Сибирского федерального округа. Город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири. Но так было далеко не всегда.

Томский острог. Макет.
Томский острог. Макет.

В 16 веке русскими казаками и служивыми людьми началось освоение Сибири. Во время этого процесса многие местные племена просились в русское подданство для защиты от набегов воинственных соседей. Для защиты новых и старых подданных возводились засечные черты и остроги. (Остро́г — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен) Многие остроги в последствии превратились в города, которые сохранились до наших дней. Один из таких острогов в 1604-ом году основали по личному распоряжению Бориса Годунова. И хотя через полвека острог был перенесен на 60 километров восточнее, на месте первого расположения образовалось поселение, получившее название Томск.

-3

Город рос и развивался. Если сначала он был лишь уездным городом Тобольского разряда, то ближе к концу 18 века он уже стал областным городом Тобольского наместничества, а в начале 19 века уже стал центром образованной Томской губернии. Способствовало этому то, что через город проходил Главный Сибирский почтовый тракт – главная торговая связь России и Китая в 18 и 19 веках. И несмотря на то, что маршрут торгового тракта менялся, он всегда проходил через Томск, что позволяло Томским купцам обогащаться и, соответственно, росла и развивалась столица одноименной губернии. Ведь в те дремучие времена купечество, вместо строительства замков заграницей, активно занималось благотворительностью на родной земле и в местах, где они зарабатывали свои состояния.

Пути Сибирского тракта в разные века.
Пути Сибирского тракта в разные века.

Как же так получилось, что в данный момент главным городом Сибири является Новосибирск, а не Томск?

Новосибирск, а ранее Ново-Николаевск был основан в 1893 году, в связи с постройкой железнодорожного моста через реку Обь при проведении Транссибирской магистрали. С этого момента основное сообщение между двумя частями страны пошло по железной дороге, а не по Сибирскому тракту. Наличие железной дороги в городе способствовало его экспонентному росту при индустриализации, и менее чем за век Новосибирск стал городом-миллионером. Даже прокладка ветки от Трансиба до Томска не поменяло коренным образом на ситуацию. Звание главного города Сибири осталось за Новосибирском.

Новосибирск, когда он еще был Новониколаевском. 1893-1926г
Новосибирск, когда он еще был Новониколаевском. 1893-1926г

Возникает вопрос, почему Трансиб проложили не через крупнейший город Сибири?

Существует распространённая версия, что Томские купцы, боялись конкуренции и чуть ли не платили взятки, чтоб через их город не прошла железная дорога. В реальности же всё куда проще. Трансиб ставил своей целью соединить Дальний Восток с центральной Россией, а не прокладку дороги между крупнейшими городами Сибири. Маршрут железной дороги через Томск увеличивала бы путь на 150км, к тому же особенности грунта и рельефа осложняли строительство ж/д моста в районе Томска.

-6

Вот как маршруты транспортных путей могут повлиять на историю города.

Спасибо за внимание!

#Сибирь #новосибирск #Томск #Сибирский тракт #транссиб #история #исторические факты #Артикул