Найти в Дзене
Сретенский монастырь

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Егда некий человек беззаконен припаде к пречудному образу Твоему… – так открылась миру христианскому великая святыня, икона Пречистой Богоматери «Нечаянная Радость», созданная в память об исцелении грешника Ее молитвами.

Предание о чуде описано святителем Димитрием Ростовским (Туптало; 1651–1709) в его книге «Руно орошенное». В ней рассказывается о некоем грешнике, который жил беспутно, однако любил приносить архангельское приветствие Богородице перед Ее иконой: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Пречистая Дева Мария не отвергла это славословие и стала молить Бога о его прощении. По Ее Материнскому заступлению Господь даровал «человеку беззаконному» покаяние. Однажды, когда он, собираясь на грешное дело, по обыкновению, начал молиться перед образом Богородицы, то внезапно увидел, что Заступница падших ожила на иконе, а из ребра, рук и ног Младенца, как некогда на Голгофе, потоками течет кровь. В ужасе человек воскликнул: «О Госпоже, кто это сделал?» – «Ты и прочие беззаконники грехами своими снова распинаете Сына Моего, как иудеи», – последовал ответ. Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил он Пресвятую Богородицу быть Заступницей перед Богом и Ходатаицей о прощении его грехов. И Матерь Божия до тех пор не прекращала Своих молитв, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради».

Человек, осознав глубину своего падения, с Божией помощью оставил прежнюю жизнь и до конца дней со слезами благодарности молился Пречистой Деве, по ходатайству Которой получил нечаянную радость покаяния и прощения грехов от Спасителя нашего.

Это событие и дало повод к написанию иконы, ибо Пастыря Добраго, взыскавшего овцу заблудшую, миру даровала еси, с Нимже ныне соцарствуеши, приведи к Нему и вся заблуждшая овчата.

Когда и где появился первообраз на этот сюжет, неизвестно. В Москве иконы «Нечаянная Радость» стали распространяться не ранее середины XIX века. Хотя образ считался древним, его сюжет был мало распространен. Но со временем (особенно после многочисленных чудес, происходивших через икону храма «Неопалимой Купины») возник вопрос о дне ее празднования. Тогда обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову; 1782/1783–1867). И святитель ответил, что приличнее будет праздновать девятого декабря, когда святая Анна получила нечаянную радость – весть о том, что она родит Пресвятую Деву.

И сейчас, пожалуй, в столице (да и не только, а и по всей России) нет ни одного храма, где не было бы иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Древнейшая из них была вкладом 1832 года в московскую церковь «Неопалимой Купины», что на Девичьем поле, уничтоженную в годы безбожия. А ее особое почитание началось в 1835 году после того, как она прославилась чудотворениями. Одно из воспоминаний рассказывает, что однажды, в 1838 году, в понедельник Светлой седмицы, в дом прихожанки храма Анны Тимофеевой пришла подруга – унтер-офицерская вдова Анисья Степанова. Ее скорбный вид не соответствовал пасхальным торжествам и всеобщей радости о воскресшем Господе. Оказалось, она оглохла и не слышала даже колокольного звона. Врачебная помощь оказалась бессильной.

Анна ее успокоила и предложила пойти в храм, заказать молебен Царице Небесной и вместе помолиться перед чудотворным образом «Нечаянная Радость».

Так и сделали. Наутро пришли в церковь. Встав на колени перед иконой, со слезами и надеждою молились они об исцелении. И чудо совершилось! Анисья вдруг услышала пение пасхального тропаря:

Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав!

С какой радостью и ликованием пела его женщина, вновь обретшая слух и радость жизни!

Царица идет!

Другой прославленный многими чудотворениями явленный образ Владычицы «Нечаянная Радость» находился в церкви святых равноапостольных Константина (272–337) и Елены (ок. 250–330) на Кремлевском подоле.

-2

Фото:wikipedia.ru

Пятьсот лет тому назад место это выглядело совсем иначе. Ближайшие кремлевские ворота, впоследствии заложенные, назывались по имени церкви – Константино-Еленинскими. Через них святой Димитрий Донской (1350–1389) выводил свою рать на Куликовскую битву; к ним вела широкая улица, от которой не осталось следа. История маленького храма, который больше знали как «церковь Нечаянной Радости» весьма интересна. Он существовал уже в 1362–1372 годах, когда Дмитрий Донской возводил каменный Кремль. В большой московский пожар 1 августа 1470 года выгорел дотла Подол, а с ним и церковь; ее отстроили вновь. По ветхости ее возобновляла Елена Глинская (ок. 1508–1538). При Алексее Михайловиче (1629–1676), в 1651 году, зять царя боярин Илья Милославский (1595–1668) выстроил вместо деревянной каменную церковь, которая была перестроена в 1692 году царицей Натальей Кирилловной (1651–1694). При Екатерине Великой (1729–1796) ее решили было снести, но передумали. В 1812 году французы совсем разорили древний храм, так что он был предназначен на слом, но потом его всё же возобновили, и 22 сентября его торжественно освятил митрополит Филарет.

В левом Николаевском приделе и находилась православная московская святыня. Перед нею горело множество лампад и бывало ежедневно большое стечение народа, особенно во время настоятельства известного своими духовными дарованиями протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836–1908). Как пишет Евгений Поселянин (Погожев; 1870–1931) в статье «Памяти ревностного пастыря»: «Как между молебнами и панихидами, так и в особенности по окончании всех их, к отцу Валентину подходил народ.

У кого умерло единственное дитя, и родители не могли найти себе места с горя. У кого жена злого характера. Там женщина покинута любимым человеком. Парень собирается жениться и просит благословения. Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – всё это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения; еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И отец Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за Трапезой Господней.

Мне приходилось наблюдать, что в Москве меньше развито, чем в Петербурге говение вне постов, как постоянная первая мера духовного оздоровления. Церковь отца Валентина представляла в этом исключение».

Много чудес и исцелений происходило от дивного образа по молитвам ревностного пастыря Христова. Слух об этом разнесся по многим местам России. В большие праздники церковь «Нечаянной Радости» не вмещала всех желающих молиться на богослужении.

После революции церковь была уничтожена, а святыня «перешла» в храм Воскресения Христова в Сокольниках.

В середине июня 1944 года одна московская монахиня увидела сон. Ей приснилось, будто из Кремля выходит крестный ход. Народу великое множество, а впереди кресты, иконы, хоругви; а сколько архиереев и священников – не сосчитать! От их золотистых облачений как будто сияние исходит.

Отовсюду бежит народ и кричит:

– Царица идет! Царица идет!

Крестный ход прошел по Волхонке, а потом повернул к храму пророка Божия Илии. Двери его открылись, и величественная процессия вошла внутрь.

– Я была поражена, – рассказывала монахиня, – как сравнительно небольшой храм принял в себя такое гигантское количество народа!

А через несколько дней из Сокольников именно в эту церковь «переехала» икона Божией Матери «Нечаянная Радость» – Царица Небесная Сама заранее указала, где будет она пребывать отныне, «жить»...

Подробнее сообщает об этом церковная летопись: Святейший Патриарх Сергий (Страгородский; 1867–1944) сочувственно отнесся к просьбе настоятеля храма протоиерея Александра Толгского (1880–1962) и прихожан о даровании им этой святыни. Незадолго до своей кончины, последовавшей 15 мая 1944 года, Его Святейшество благословил перенести икону в храм пророка Илии. Что и состоялось 2/15 июня 1944 года. Патриарх Алексий I (Симанский; 1877–1970) также почитал и чудотворный образ, и храм пророка Илии, часто называя себя его прихожанином.

Святейший Патриарх Пимен (Извеков; 1910–1970) почти каждую пятницу служил в храме вечерню с акафистом иконе «Нечаянная Радость».

Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Фото:pimen.moseparh.ru
Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Фото:pimen.moseparh.ru

Среди прихожан бытует рассказ о том, что Патриарх Пимен во время Великой Отечественной войны, находясь на фронте, получил чудесную помощь от иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». В интервью, которое дал Патриарх итальянскому журналисту Альчесте Сантини, на вопрос «Какую икону Вы особенно почитаете?» он ответил, что это икона Богоматери «Нечаянная Радость». Патриарх рассказал о святом Димитрии, митрополите Ростовском, который считал, что Богоматерь дарует человеку всё, о чем бы он Ее ни попросил, если только он просит с верой. И он сам, как глава Русской Церкви, ежедневно нуждается в помощи Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Без этой помощи его служение стало бы невозможным.

Икона «Нечаянная Радость» в Ильинском храме установлена на южном клиросе главного придела.

Смерть И.В. Сталина (Джугашвили; 1878/1879–1953) в 1953 году вызвала глубокие перемены в жизни советской страны, которые были названы оттепелью. Эти перемены не обошли стороной и Русскую Православную Церковь. Из лагерей, в которых томились узники, начали выпускать невинно осужденных, вначале по амнистии, потом уже – по реабилитации. В слове, сказанном в московском храме святого Илии Пророка в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1957 году, митрополит Николай прикровенно коснулся волновавшей тогда людей радостной темы возвращения из лагерей людей, уже оплаканных близкими наравне с почившими: «Нечаянная радость – это неожиданная радость, – сказал святитель. – Пропал без вести человек, годы о нем не слышал никто, близкие считают его погибшими – и вдруг он дает о себе весть или является сам. Опять милость Божия! Нечаянная радость!»

Фото:iz.ru
Фото:iz.ru

«Я служу в этом храме уж сорок два года, – рассказывал ныне уже в Боге почивший подвижник благочестия протоиерей Александр Егоров (1927–2000). – Случай для Москвы редчайший, если учесть, что батюшкам не дают "засиживаться" на одном приходе и то и дело переводят с одного места на другое! И гонение безбожной власти, и кэгэбэшный гнет, и всяческие унижения от исполкомовских чиновников – всё было на моей памяти, всего хватало с избытком. Но, несмотря ни на какие искушения, я оставался в этом храме. В этом я вижу особую милость ко мне, недостойному, Царицы Небесной, нечаянную радость сохранения меня от всякого зла». Несмотря ни на какие искушения, я оставался в этом храме, и это милость ко мне Царицы Небесной, нечаянная радость сохранения меня от всякого зла.

Прихожанка этого храма раба Божия Наталия рассказала, как в трудные времена начала 90-х годов ХХ века они однажды пришли всей семьей на Божественную литургию. Все исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Помолившись у чудотворной иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», вышли из храма и на Гоголевском бульваре сели на скамейку отдохнуть.

Сын Дионисий попросил у Наталии хлеба. Но в семье в этот момент не было ни хлеба, ни денег, чтобы его купить. Они жили далеко за городом, и надо было пускаться в далекий путь, не покормив ребенка!

Вдруг к ним подошла скромно одетая женщина средних лет, протянула Наталии рубль и сказала:

– Купите себе хлеба.

И ушла. Семья едва успела ее поблагодарить. Целый день у этих людей было чудное настроение – ведь они получили нечаянную радость от Той, на Которую всегда надеялись и уповали.

К чудотворному образу в Ильинском храме много десятилетий прибегает народ Божий, и никто не уходит неутешенным, поэтому у него есть и другое бытующее в народе название – храм «Нечаянной Радости».

***

Русский народ похож сейчас на того беззаконного человека, о котором мы рассказывали в начале нашего очерка. Как и тот грешник, мы своими злыми делами и неправдами вновь распинаем на Кресте нашего Спасителя. Из Его рук и ног опять течет кровь, и Сын Божий опять безмерно страдает. Мы оскорбляем и Божию Матерь, доставляя Ей неописуемые муки. Сможет ли Она умолить Сына Своего, чтобы Он простил наших грехи и не помянул наших беззаконий?

Это зависит не столько от Нее, сколько от нас. Если мы очнемся, придем в себя, увидим свое греховное состояние, если обратимся к Царице Небесной с просьбой быть Заступницей и Ходатаицей пред Сыном Своим и Господом нашим Иисусом Христом, то тогда и только тогда Пресвятая Дева станет умолять Божественного Искупителя о помиловании. И если Он останется непреклонен, то Она, быть может, встанет на колени, чтобы убедить Его сменить праведный гнев Свой на великую милость.

И тогда Господь скажет:

– Ради любви Твоей, о Мати Моя, прощаются русскому народу грехи его.

И после этого все мы со слезами радости и умиления на глазах, под звуки колокольного трезвона придем в храмы Божии и благоговейно облобызаем пречистые язвы нашего Спасителя.

Светлана Рыбакова

На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/nechayannaya-radost/

Не пропустите новые материалы подписывайтесь на наш канал.
Сайт / ВКонтакте / Инстаграмм / Ютуб / Фейсбук / Телеграмм