- У него по математике всё замечательно! Самый первый в классе! - говорит учительница моего сына на мой вопрос: "Как он?" - а вот по русскому надо вам позаниматься.
Она говорит, а я как будто не верю ни одному слову. У меня ребенок далеко не математик. У него гуманитарные склонности.
С раннего детства я видела их в нём. В 4 года он с удовольствием читал всё подряд, но не мог решить простые задачи по математике. А с логикой так вообще туго было. Помню, расставляю перед ним фишки: белая, красная, белая, красная, белая, красная. Говорю: "Продолжи ряд". А он сидит и не понимает, что от него хочет мама, ставит бессмысленно любые фишки. Я всё думаю: "Как? Как можно это не понимать? Это же элементарно! Я занималась с детьми раннего возраста, и в три года дети свободно продолжают ряд из двух одинаковых предметов. А мой сын в 4 года на это не способен!"
Никакого из него математика не выйдет. Так я думала. И начала усиленно с ним заниматься математикой. Взяла все тетради и учебники Л.Г. Петерсон по подготовке к школе и для 1 класса. Кто знает этого автора, тот подтвердит: да, этот учебник не из легких. И рассчитан он совсем не для слабых детей.
Математику сын не любит. Русский и литература ему нравятся. Но засчет того, что я стараюсь заниматься с ним математикой, он получает пятёрки. И сам себе удивляется: "Пять по нелюбимому предмету". Бросила силы, чтобы развить в нём недостающие логические и математические способности. В итоге учитель его хвалит.
А любимые предметы вдруг начали хромать. Это стало заметно только сейчас, в середине 3 класса. Моя уверенность пошатнулась. Я думала, что ребенок-гуманитарий никогда не растеряет своих способностей, что будет в них процветать. Я сама гуманитарий. Но когда уделяешь мало времени чему-то, в чём ты по-настоящему силён, то твои знания и навыки начинают уходить.
"Засем дополнительно заниматься русским, если у ребенка с ним всё хорошо и отметки отличные? - думала я, - другое дело - математика".
Не говорю о том, что русским мы не занимались вовсе. И диктанты, и изложения, и словарные диктанты пишем. Но математике всё равно уделяется большее внимание.
И так странно было слышать слова учителя о том, что ребенок - первый в классе по математике. И странно, что по любимому предмету - русскому языку не получается в последнее время удержать отличные отметки.
Педагогически неверно заниматься только предметами, в которых ребенок не успевает
Он может стать великим и успешным специалистом в области, в которой ему нравится заниматься, в которой он отлично успевает. Но вместо этого ребенка заставляют заниматься теми предметами, которые ему не нравятся. И в них он тоже, возможно, преуспеет. Но что будет с его любимым предметом? Станет ли он великим и успешным в этом предмете, который ему не дали изучить более глубоко, а всю тягу к знаниям просто похоронили? Думаю, что нет.
А значит, я неправильно поступала, когда бросала все свои силы на объяснение математики, забывая о тяге своего ребенка к совсем другому предмету.
Конечно, у меня есть время всё исправить. Но вывод статьи в том, чтобы почаще прислушиваться к стремлениям своего ребенка, не махать на них рукой.
Во многих семьях так: не проверяются устные предметы, не обращаешь на них внимания. Думаешь: да что там, ребенок не сможет что ли параграф прочитать?А потом смотришь, а у него тройки пошли по окружающему миру. Откуда? Потому что считала этот предмет необязательным или недостойным внимания, а все силы сосредотачивались на русском языке и математике. Если эту проблему упустить, то придётся и репетитора нанимать по окружающему миру. Позор какой! Я это рассказываю, потому что сама была репетитором по устным предметам, которые "упустились из внимания" в своё время.
И со своими учениками я стараюсь подтянуть все предметы, а не только один, всему уделить внимание. Это касается начальной школы.
Но почему так выходит, что с чужими учениками я такая правильная и добиваюсь успеха, повышая их успеваемость, а со своим собственным ребенком иногда поступаю неправильно? Потому что более расслаблена и потому что привязана как мама. А он воспринимает меня только как маму, а не как учителя или репетитора.
К чему всё это я написала? Просто хотела поделиться своим мыслями и своим, возможно, педагогичим недочётом в отношении обучения А то тут складывается мнение, что я такой весь хороший педагог. Нет, я обычный человек, который совершает ошибки, как все живые люди. И ещё я - обычная мама, которая устаёт, как и все другие мамы.
А ещё хоть немного, но дать какую-то пользу своей статьёй. Пожалуйста, не забывайте про предметы, которые даются вашему ребенку хорошо. Кто знает, может быть, рядом с вами сейчас будущий учёный-химик или великий писатель, а вы ему этой математикой тыкаете.
Такая сегодня статья-рассуждение вышла. Благодарю, что дочитали до конца. Немногие это осиливают))
А вы уделяете внимание устным предметам и предметам, которые у ребенка получаются хорошо? Расскажите в комментариях.
Что ещё вам может быть интересно: