Когда-то давно я обожала фантастику. Перечитала всё, что могла достать. Сначала дома, потом у друзей, знакомых, родственников. А потом потрошила запасники всех библиотек в округе.
Помню, как знакомая библиотекарь пыталась подсунуть двенадцатилетней мне книги о любви. Нет! Только фантастика - про космос, про путешествия во времени, да про что угодно!
А всё началось с фильма по книге Станислава Лема "Дознание пилота Пиркса".
Помню, как поразил меня момент, когда у робота отрываются руки, и обнажаются провода. И самое страшное, что робот был неотличим от человека внешне, да так, что его нужно было вычислить в коллективе людей.
Потом я прочла и книгу. И часто думала о том прекрасном будущем, где роботы станут помощниками человеку, будут выполнять самую сложную и тяжелую работу.
Затем я столкнулась с настоящими роботами, учась в техническом вузе, даже училась их программировать. Но у тех роботов было мало от человека, разве что рука-манипулятор отдаленно напоминала человеческую руку. Но её угловатые дискретные движения всё-таки больше походили на движение машины, и страха не вызвали.
И вот постепенно, и как-то незаметно роботы вошли с нашу жизнь. И действительно, стали выполнять работу, которую мы не хотим делать. Например, робот-пылесос - ну что за чудо! Пока ты на работе, он шуршит по углам, убирая пылинки и соринки. Но он, какими бы способностями его не оснастил производитель, не вызывает страха или раздражения. Это умный механизм, на котором к тому-же любят кататься коты.
Но ещё в нашу жизнь вошли роботы, которые заменяют живых людей. Это всем уже знакомые Алиса, Сири. Это всевозможные роботы по обзвону. Одни, как робот Снежана, уточняют данные предприятий на Яндексе. Эта дама звонит несколько раз в году, и просит отвечать только "да" или "нет". Сильного раздражения к ней даже и не испытываешь, потому что Снежана - не блещет интеллектом. Но, если задуматься, скольких живых людей она заменила, которые раньше ходили на работу, получали зарплату, становится уже не так весело.
Другие звонят сообщить вам о неуплаченных задолженностях или о записи к врачу.
И если сначала мы воспринимали их, как что-то диковинное, то сейчас уже привыкли.
Теперь роботы становятся всё умнее, они создаются на основе искусственного интеллекта, и даже способны к самостоятельному обучению.
Согласитесь, что поначалу иногда даже не можешь понять, с кем ты разговариваешь по телефону. И только после двух-трёх фраз начинаешь подозревать неладное. И когда понимаешь, что общаешься с бездушной машиной, нет-нет да швырнешь в раздражении трубку.
Но больше всего меня даже не раздражают, я бесят роботы, заменяющие колл-центр и горячую линию. Нет, это не просто автоответчики, где можно пройти по адову кругу нажимания кнопок 1, 2, 3...#, *, всё-таки дойти до живого оператора.
Это полностью замкнутая система без живых людей.
Конечно, применяя эту технологию, в конечном счёте можно сэкономить кучу денег - робот не болеет, не устает, не хочет в отпуск. Он один работает по многоканальной линии, заменяя собой человек так 10-20 и больше.
Но как же это ужасно для пользователя! Я даже перестала работать с одной транспортной компанией, которая внедрила робота Макса. Дозвониться в этой компании можно было только до этого Макса. Без шансов поговорить с человеком. Он слушал ответы, переключал скрины. Если ты что-то эмоциональное говорил, он извинялся, что не может понять, и предлагал свои варианты развития дальнейшего разговора.
А звонишь-то ты с проблемой - потерялся или задерживается груз. Но бездушный Макс только извиняется, и говорит, что груз будет доставлен.
После трех попыток обмануть систему и выйти всё таки на живого оператора, у меня начал дёргаться глаз. Да пусть лучше живой человек. Ты ему выскажешь недовольство, он сделает вид, что сочувствует. Да пусть лучше нахамит, но в его голосе будут эмоции. Эмоции, понятные, предсказуемые.
К слову, с той транспортной компанией после этого нововведения я прекратила сотрудничество.
Так что, лично я пока не готова общаться и сотрудничать с роботами, которые притворяются людьми. Пусть лучше они метут пол, и переставляют детали на станке.