Большинство людей склонно наше современное состояние возводить в некий абсолют и думать, что ничего другого человеку не дано.
Это касается, как человеческих бедствий, так и человеческих радостей.
Особенно по поводу человеческих радостей – есть устойчивый взгляд на некий устоявшийся их «список», большинство из которых сводятся к плотским удовольствиям и наслаждениям.
Но даже там, где человеческие представления, казалось бы, поднимаются над «утехами плоти» - и там этот взгляд тоже достаточно ограничен узким набором «душевных радостей» - теми, что связаны с человеческой дружбой, любовью, развлечениями, творчеством и т.п.
И только единицы, причем даже из христиан, имеют представление о тех «радостях», которые Бог приготовил человеку через Свой Дух в виде «духовных радостей».
А между тем иметь о них представление очень важно – и в плане собственной веры, и в плане возможностей ответа тем, кто считает христианство безрадостной религией, не сулящей человеку ничего, кроме мучений и страданий.
Огромная заслуга в просвещении христиан по поводу духовных радостей принадлежит нашему святому Серафиму Саровскому.
В беседе со своим «служкой» помещиком Мотовиловым он не просто рассказал о том, что чувствует человек, когда находится в «Духе Божьем», он наглядно «показал» эти духовные радости - более того, по его молитве Мотовилов сам оказался в «Духе Божьем» и прочувствовал эти радости, а затем смог о них потом рассказать.
То есть человек, будучи на земле, смог ощутить в себе радости Царства Небесного!
Это стоит того, чтобы внимательно присмотреться!
- Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим.
- Необыкновенно хорошо! – сказал я.
- Да как же хорошо? Что именно?
- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!
- Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: Мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам… Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, Он дал тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; по слову апостольскому, всяк ум преимущий. Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог… Что же еще чувствуете вы?..
- Необыкновенную сладость! – сказал я.
- Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35.9). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может… Что же еще вы чувствуете?
- Необыкновенную радость во всем моем сердце!
И батюшка Серафим продолжал:
- Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостворит все, к чему бы Он ни прикоснулся… Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?!.. Что еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?
- Теплоту необыкновенную!
- Как батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… Какая же может быть тут теплота?
- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменки и когда из нее столбом пар валит…
- И запах – такой же, как из бани?
- Нет – на земле нет ничего подобного этому благоуханию…
И батюшка Серафим сказал:
- И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас – так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие. Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему!.. Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка: ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: «Теплотою Духа Святаго согрей мя!» Ею-то согреваемые, пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17.21)…
Итак, если попробовать немного обобщить то, что сказал батюшка Серафим о радостях, которые человек может испытывать, находясь в Духе Божьем, то их приближенный список будет выглядеть следующим образом:
- невыразимые мир и тишина;
- необыкновенная сладость;
- необыкновенная радость;
- необыкновенная теплота;
- бесподобное благоухание.
При этом надо еще сделать очень большую скидку на постоянно повторяемые и батюшкой Серафимом и Мотовиловым «невыразимость» на обыкновенном человеческом языке всех этих чувств.
То есть это всего лишь некие подобия, бледные тени, слабые отражения реальных переживаний, под которые просто не приспособлен язык обычных человеческих эмоций.
А если учесть, что и сами эти переживания здесь на земле – всего лишь слабые подобия того, что ожидает человека в Царстве Небесном, то вообще трудно себе представить все то благо, которое человека там ожидает.
Здесь, на земле, это невозможно не просто пережить, но даже вообразить в каком-либо близком подобии.
Так что давайте вдохновляться этой перспективой в полном соответствии с библейскими обетованиями: