Найти тему

И снова о российских учебниках

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Какую роль занимают учебники в жизни современного человека? Безусловно, они занимают важную роль. Многие исследователи полагают, что основная задача – это создание цивилизации знаний.

Недавно мне встретились учебники, которые написаны по-доброму, с заботой и надеждой. <...>. Я считаю необходимым и важным развивать на форумах, в блогах и СМИ тему учебников.
Современные учебники – важный политический, экономический и научный фактор в жизни нашей страны.
На какие ресурсы может опираться родитель и ученик при подготовке к школе?
1.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
2.
ФПУ (Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования).
Что необходимо заметить при использовании учебников? Хороший учебник прекрасно может мотивировать. И, наоборот, потрепанный, б/ушный учебник может оттолкнуть от изучения предмета.
К сожалению, как правило, в те годы, когда я учился, в школах были в основном потрепанные б/ушные учебники. Эти учебники зачитывали разные поколения учеников. Учебники были весьма замусоленные и «заезженные». Раньше школы не в состоянии были закупать новые учебники для всех классов. Вполне логично, что у некоторых учеников могла возникать закономерная и понятная брезгливость к размалеванным б/ушным учебникам.
В тот период, когда я учился, на иллюстрациях и полях учебников рисовались различные рожицы, козьи морды, кляксы и прочее «самобытное творчество». Такие рисунки сильно влияли на репутацию изучаемых предметов в целом. Такие учебники не хотелось читать и изучать. Их авторитет был основательно подорван «ученической рисовальной субкультурой».
Какой же может быть выход? Выход, может быть, в том, по моему мнению, чтобы покупать новые учебники для учащихся. Выход может частично состоять в том, чтобы самостоятельно находить сайты издательств и закупать учебники там.
Существует мнение, что в России действует бесплатное начальное, общее, среднее образование. Данный факт правдив и не совсем правдив одновременно. То есть, и да, и нет. В определенном объеме бесплатное образование присутствует, но учебники лучше покупать самому, чтобы привить уважение к предметам.
Какой же может быть найден путь для изучения школьных учебников, для продвижения по ступеням науки и образования?
Например, в настоящее время действует ряд электронных онлайн сервисов <...>.
В развитии подобных систем и находится определенный путь познания. Интересно, что, если у пользователя проснулась тяга к знаниям, и он хочет скачать комплект учебников за все 11 классов сразу единым файлом, то таких файлов в сети Интернет на данный момент попросту нет.
Если искать выборочно по каждому предмету отдельно, и скачивать учебники поштучно, то такую информацию возможно найти.
Когда я собирал информацию об учебниках для данной заметки, то ко мне пришли такие ассоциации и пословицы: «В этой теме конь не валялся». «Если ищешь бесплатные учебники – то в Интернете хоть шаром покати, ничего нет».
Возможно, что я ошибаюсь, но выскажу такой тезис. Если общество заинтересовано в подготовке высококлассных специалистов, то логично предположить, что у каждого школьника и выпускника должен быть в наличии:
1. Полный комплект качественных бумажных учебников.
2. Полный комплект качественных электронных учебников.
Причем важно, чтобы доступ к учебникам и той и другой версии был постоянный, а не временный. К примеру, если учащийся хочет повторить пройденный материал, то у него всегда должна быть такая возможность. Школьные библиотеки дают учебники «на прокат», во временное пользование. Но «прокат» не всегда решает вопрос с образованием. Многое ученики могут просто не успевать усваивать школьные предметы.
<...>.
Чехарда со школьными учебниками, которая происходит в нашем обществе – это борьба богатых и бедных, это явное классовое неравенство и показатель отсталости от развитых стран.
***
Я считаю, что тема российских и зарубежных учебников не исследована и является очень важной. К сожалению, многим учащимся не предоставляют печатные и электронные учебники в собственность. Из-за того, что у учеников нет учебников в собственности, они часто не успевают изучить то, что им дается «в прокат», на время.
***
На Западе, например, нашли несколько другое решение. Они начали выпускать серии учебников по лицензии Creative Commons. Эти учебники опубликованы на определенных сайтах и доступны для изучения. Ведь важно, чтобы учащийся понимал, что он получает учебники легально, законно.
***
Если сравнить информационное поле, в котором находятся школьники с информационным полем, в котором находятся взрослые — то это два самых разных информационных поля.
Информационное поле школьника насыщенно настоящими знаниями. Информационное поле взрослого насыщено какими-то странными и неактуальными новостями из СМИ и Интернета.
***
Я полагаю, что должна быть какая-то новая современная система, которая будет снабжать людей актуальными учебниками на протяжении всей жизни. Long Life Learning.
Такая система, которая бы самостоятельно подбирала учебники и предлагала их для изучения.

***

Не думаете ли вы о том, что учебники — это некие ключи, ключевые явления? Ведь не случайно в учебниках даются разнообразные задачи и вопросы для самопроверки. Учебники как разнообразные ключи к «дверям жизни», образно говоря. Кому-то эти двери удается открыть, а кому-то нет. Кто-то проходит мимо этих «дверей жизни».

В частности важным является тот факт, что в настоящее время появилось много новых учебников по «Обществознанию» и правоведению. Данные учебники по новому освещают вопросы права и государства. Данные авторские концепции существенно отличаются от того, что было 20-30 лет назад.

***

Некоторое время назад на нескольких сайтах мной была обозначена весьма спорная, но актуальная тема:«Creative commons как путь создания российских учебников». Не считаете ли вы, что такой путь является важным и современным? 
***
Вопросы для дискуссии: а как вам удается решать вопросы со школьными учебниками? Насколько важными и ценными являются учебники для вас?

-2