Сегодня Рождество и Новый год полностью заменили Йоль. А ведь обычаи и традиции характерные для этого праздника, остались. Йоль праздновали европейские жители. Преимущественно германцы и скандинавы.
Миф о рождении бога-солнца
В ночь Йоля родился младенец. Ему суждено было стать солнечным богом. Увидеть владыку Солнца собирались многие сущности, в том числе эльфы, гномы, феи и конечно другие боги. По легенде, солнечный бог умирает в ночь Самайна, а в ночь Йоля возрождается. Чтобы поприветствовать вновь возрождённого бога, с небес на землю являются всадники Дикой Охоты.
Йоль
Связь Самайна и Йоля обусловлена природными циклами. Самайн символизирует завершение теплого периода и наступления холодного. Заканчивается сезон сбора урожая. Этот праздник связывали с темными силами, которые приходят в мир живых в этот период. Йоль символизирует завершение темного периода и наступление светлого, после этого праздника теплое время года становится все ближе. А сезон сельскохозяйственных работ не за горами.
Скандинавы и германцы устраивали праздник в честь середины зимы, когда наступала самая длинная ночь в году. Люди ждали возрождения Солнечного Короля или Короля Дуба, который даровал жизнь. Праздник был связан с земледелием, а жизнь солнечный бог дарил семенам, которые весь холодный период пребывали в земле.
Перед Йолем наступал День Матери (двадцатое декабря). В этот день происходила подготовка дома к празднику, его украшали, а Домового старались задобрить. Люди украшали свои дома внутри и снаружи, использовали для этого плющ, омела и падуб. Считалось, что хорошо украшенный дом привлечет внимание природных духов. Вечером семья, собравшись вместе, обменивалась подарками. Одной из традиций в этот день, было съесть как можно больше и не жадничать для домашних животных. Тогда, год обещал быть богатым на урожай.
Люди разжигали костры на полях и распивали сидр. А дети ходили по домам с корзинами в которых лежали яблоки, гвоздики, стебли пшеницы, посыпанные мукой и прочие зеленые растения. Яблоки в такой корзине олицетворяли солнце, а ветви –бессмертие, стебель пшеницы олицетворял урожай, а мука символизировала плодородный сезон.
Чтобы обратиться за помощью к богу плодородия Фрейру, необходимо было дать клятву на голове дикого кабана. В дальнейшем подобная традиция была заменена на рождественскую ветчину, которую стали подавать на стол. В полночь было принято гасить все огни, подобный ритуал символизировал смерть солнечного бога в Самайн. Затем огни зажигались вновь, символизируя его возрождение на Йоль.
Йольский кот
Исландский миф рассказывает про йольского кота. Это питомец великанши Грилы. Кот по размеру больше кабана, у него огненные глаза и черная, пушистая шерсть. Йольский кот очень любит поесть. Он приходит в те дома, где не подготовились к праздникам. Но чаще посещает детей, которые плохо вели себя. Кот съедает ужин, приготовленный на праздник, а если он придется ему не по вкусу, то лакомится непослушными детишками. Не надевший на Йоль новую одежду, рискует быть съеденным йольским котом. Но этот зверь всегда благосклонен к хорошим людям. Через кота можно передать подношения для предков и эльфов, а также обратиться к ним с просьбой.
Йольский венок
Такой венок необходимо вешать или ставить в доме. Йольский венок похож на рождественский. Последний вешают на дверь, что противоречит йольской традиции.
Йольское полено
Украшенное полено из дуба было принято сжигать. А золу хранить в доме до наступления, следующего Йоля. После чего, закапывать в землю. Украшали полено различными растениями, ягодами, фруктами.
Йольское дерево
Йольское дерево наряжали в день праздника или накануне. Под него складывали подарки для членов семьи. Само дерево хранили до наступления Бельтайна (то есть до мая) а затем сжигали. На смену йольскому дерево пришла рождественская или новогодняя елка.
Период празднования
Самый длинный праздник, который начинается двадцатого декабря и длится тринадцать ночей. В современной традиции праздник проводится с двадцать первого декабря на двадцать второе декабря.