С 5 по 18 декабря 2021 года в ДК РУТ (МИИТ), что расположен по адресу Новосущёвский пер., дом 6 стр. 1 прошла ставшая уже традиционной выставка железнодорожных макетов и моделей «Железнодорожная модель – 2021».
Такие выставки несколько лет подряд проводятся МОО «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД) при партнерстве ОАО «Российские железные дороги» и участии Центра исторического наследия (АНО «НМПЦ ЖД») в конце года, как правило, в ноябре или декабре. Второй год для неё свои площади предоставляет Дом Культуры Российского Университета Транспорта (МИИТ).
В 2021 году выставка была посвящена важнейшему событию в истории Российских железных дорог. 170 лет назад, 1 ноября 1851 года первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву.
Стоит заметить, что есть одно прекрасное отличие железнодорожных от других видов технических моделей – это возможность организовать движение поездов на макетах, воспроизводящих окружающий мир вокруг железной дороги в своей красоте и динамике. Статично стоящие на полках модели, как в железнодорожном музее, прекрасно дополнены еще одним удивительным объектом. На эти две недели, что работала выставка, был собран действующий макет железной дороги в типоразмере Н0. Он создан по российской модульной макетной системе «Локотранс-МосМодуль» и занимал общую площадь в 240 кв. метров. По этим же нормам в нашей стране собирается ежегодно еще один выставочный модульный макет в Ростове-на-Дону на выставке «Локотранс-Юг».
Система управления DCC обеспечивает широкую цифровизацию системы управления стрелками, автоматикой, локомотивами, и, что очень важно, позволяет включать большое число активных участников движения на макете в единый перевозочный процесс. Даже модельная железная дорога уже начинает работать как единый организм - по расписанию, с организацией движения, с персональной ответственностью «машинистов» миниатюрных поездов за безопасность движения по макету. При этом все желающие могли прийти и обкатать на макете подвижной состав из своих коллекций!
Посетителям показали в динамике действующие железнодорожные станции, регулярное движение поездов по расписанию и «модельному времени», проносящиеся скоростные поезда и неспешно ползущие грузовые составы с паровозами. Зритель погрузился в мир практически реальной железной дороги, с движущимися составами, сигналами светофоров, звуками автомобильных переездов, гудками локомотивов и огнями городов.
Трудно переоценить значение моделирования, тем более создания макетов, для расширения знаний не только о железной дороге, но и об окружающем мире, особенно для молодого человека, для профессиональной ориентации будущего железнодорожника.
Приобщившись к миру железной дороги через моделирование, тем более при современных технических возможностях, можно бесконечно пополнять багаж своих знаний о прошлом и настоящем «чугунки», ставить творческие задачи и искать пути их решения, а для профессионалов – быть творчески мыслящими и разносторонне образованными. Самое важное здесь – желание развиваться и совершенствоваться!
Среди участников выставки были Московский ТТ-Клуб, объединение Московский Н0-Модуль, Лаборатория железнодорожного моделирования Московской детской железной дороги (ДЖД), Студия ж.д. моделирования Свердловской ДЖД и Лаборатория железнодорожного моделирования образовательного учреждения «Воробьёвы горы» (более известного как Московский Дворец Пионеров на Ленинских горах), а также участники из разных городов России.
Основная модульная конструкция представлена сообществом «Московский модуль Н0», его особенностями были:
общая длина путей макета почти 150 метров;
макет состоял из 70 модулей со стыковочным фланцем по стандарту "Локотранс-МосМодуль";
4 разворотных петли, отходящих от центральной станции;
управление цифровое через командную стацию;
по субботам и воскресеньям на макете находились в движении до 30-40 локомотивов с поездами.
Движение поездов регулировалось по ТСС.
Статическая экспозиция включала в себя 6 больших и 4 малых витрины, в которых был представлен подвижной состав в общепринятых типоразмерах II (M1:22), I (М1:32), H0 (M1:87) и ТТ (М1:120). Это порядка 300 моделей локомотивов, вагонов, электропоездов и спецтехники.
Поскольку в этом году выставка была приурочена к 170-летию открытия регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой, «Московский ТТ-клуб» представил в экспозиции модели пассажирских поездов, курсировавших между двумя столицами в разные исторические эпохи.
Во время работы выставки ученики Московской детской железной дороги из подмосковного Кратово представляли посетителям как должно быть организовано на большом макете движение поездов по расписанию с учетом действия модельного времени со станции формирования и телефонной системой связи между раздельными пунктами.
В наше непростое время сложно что-то загадывать сильно наперед, но очередную выставку такого формата планируется провести в конце следующего, 2022 года.
Канал "ПАНТОГРАФ". Опубликовано по материалам оргкомитета выставки, материал предоставлен Павлом Кашиным. Фото Павел В. Кашин.
#железная дорога #железнодорожный моделизм #железнодорожные модели #модели железных дорог #поезда #моделизм #масштабные модели #масштабный моделизм #выставки в москве #железные дороги