Хочу воскресить своих предков,
хоть что-нибудь в сердце сберечь.
Они словно птицы на ветках,
и мне непонятна их речь.
Булат Окуджава "Московский Рабочий" 1989г.
Когда я начинал разыскивать следы своих предков, возможно и питал минимальные иллюзии относительно их аристократического происхождения.
В результате, один дедушка – Тульский, помещичий крестьянин, второй – крестьянин середняк, Тамбовской губернии.
Очередной мой предок в 6 поколении:
Черников Андрей Александрович 11.08.1851 -1910?гг.
Успел пожить при 4-х Императорах
Николай 1 (1825-1855),
Александр 2 (1855-1881)
Александр 3 (1881-1894)
Николай 2 (1894-1917)
О рождении:
«Чернская уездная временная ревизская комиссия 10-й народной переписи»
В Ревизской Сказке 1858 года Чернского уезда деревни Камынино о состоящих мужского и женского пола государственных крестьянах значится крестьянский двор Меркула Козьмина
Во дворе: Меркулы Козьмина 2-й брат:
Александр Козьмин Черников 1811 (1812) г.р. - 1880?г. 7. поколение
(Самое раннее упоминание фамилии Черников 1858г.)
Его сын: 6. поколение Андрей Александров новорожд. в 1850 г.
7 лет - в 1858 году.
Основание: Ф. 317. Оп. 1. Д. 7. Л. 387об-389.
В фонде «Тульская духовная консистория», в метрической книге Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белёвского уезда Тульской губернии за 1851 год.
Устанавливается событие рождения / крещения 11/12 августа 1851 года младенца Андрея, № 13, пол мужской.
Родители новорожденного: деревни Камынино господина Дмитрия Александровича Батвиньева крестьянин Александр Козьмин и законная жена его Анна Павлова, оба православные.
Восприемники: сельца Михайловка господина Дмитрия Александровича Батвиньева крестьянин Никифор Сидоров и оного же сельца помещика Батвиньева крестьянина Федора Павлова жена Татьяна Феоктистова.
Основание: Ф. 3. Оп. 15. Д. 205. Л. 1377 об. - 1378.
Воспоминания родственницы, сейчас ей 90 лет
Молчанова (Буравчикова) Е.П.
Наши деды и прадеды в большинстве своем жили в таких домах, практически до середины 20 века.
В доме зимой находилась и скотина.
Если отелится корова или окатится овца, то как правило теленок или ягнята находились дома, а в сильные морозы нередко загоняли коров для дойки. В избах, где зимовала скотина, на пол стелили солому.
Возле печки в каждом доме, находились так называемые хоры. Где зимовала, и пережидали сильные морозы домашняя скотина.
Как правило, молодые спали на печке, а старики на хорах. Или наоборот. Часто из-за тесноты возникали домашние ссоры.
Супружеские обязанности и то негде справить. Бабка спит над нами на печке, мы с женой на хорах, дети спят с противоположной стороны печки на полатях.
В избе размером в 16–20 метров проходила жизнь крестьянской семьи, которая могла состоять из 7-8 чел. (малая), и из 15-20 человек (большая неразделенная).
Наиболее распространенным типом избы был сруб из круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен.
Избы для тепла снаружи обмазывали глиной и белили.
Пол обычно был земляной, его промазывали красной глиной, смешанной с навозом.
Крыльцо в домах было редкостью. Обычно его заменял «толстый обрубок дерева или большой камень».
Освещались избы главным образом зимой. Весной и летом освещение почти не практиковалось.
Для освещения помещения служила лучина или плошка с маслом.
Лучины горизонтально закреплялись на переносных или вбитых в стену стационарных светцах.
Во избежание воспламенения стена вокруг светца обмазывалась глиной, а внизу под ним ставили наполненное водой деревянное корытце, куда падали горячие угольки.
Чтобы свет не погас, надо было часто обламывать обгоревший конец, а догоревшую лучину заменять новой.
Свечи использовались лишь для освещения погреба, бани, мельницы и т.п.
Только в конце ХIХ в. в отдельных домах, в основном у зажиточных крестьян, стали появляться керосиновые лампы. Лучина в бедняцких домах держалась ещё очень долго.
Глиняные миски (тарелки) на каждого человека семьи были только в состоятельных крестьянских семьях, но выставлялись они только в праздники, дни семейных торжеств, приема гостей.
Центральное место в избе занимала большая, глинобитная печь.
«Печь нам мать родная» - говорили крестьяне.
Она обычно помещалась в одном из углов избы и играла главную роль во внутреннем пространстве крестьянского жилища. Печь служила и для отопления, и для приготовления пищи, и для сушки одежды, продуктов, с ней был связан весь быт крестьянина от рождения до смерти.
В деревнях, нередко мылись и лечились в печах; с ней преимущественно была связана народная медицина.
Хороший печник знал все секреты «жизнедеятельности» печи. Поэтому при кладке печи хозяйка старалась задобрить печников, чтобы печь не дымила, хорошо выпекала хлеб, долго держала тепло и мало требовала топлива.
Печь использовалась также в качестве спального места, закрепленного в крестьянской традиции за стариками и детьми.
Из монографии "Курские крестьяне в пореформенной России
(вторая половина XIX – начало ХХ века)"
«Жениться стараются помоложе – пока половой инстинкт заглушает в все остальные соображения, пока воля послабей, чтобы не женились по собственному желанию.
“Жени помоложе, пока послушен, а уматереет – не уженишь”, – житейская мудрость стариков.
Во второй половине XIX – начале ХХ в., как и в до имперский период, состояние беременности составляло неотъемлемую часть женской повседневности.
Женщина-крестьянка, находясь в браке, беременела постоянно на протяжении всего репродуктивного возраста.
В среднем она рожала по 7-8 детей. Некоторые крестьянки рожали 10-11 раз.
Необходимо отметить очень высокую детскую смертность.
"Манифест об отмене крепостного права" 1861г.
160 лет назад император Александр II, получивший от благодарного народа прозвище Освободитель, отменил крепостное право.
В этот год моим предкам:
Александру Козьмину Черникову 50 лет. 7. поколение
Его сыну: Андрею Александрову Черникову 10 лет. 6 поколение
На этом закончилась «страна рабов, страна господ» и началась «Россия, которую мы потеряли».
Узнав об отмене крепостного права, многие крестьяне испытали настоящий шок.
По свидетельствам современников, долгое время после освобождения находились такие, кто тосковал по «старым добрым временам».
Почему же?
На помещике лежали обязанности по содержанию крепостных. Так, если случались неурожаи, именно хозяин обязан был покупать хлеб и кормить крестьян.
Например, «…иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
После 1861 года освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община. Все были скованы одной целью - выкупить у барина общинный надел.
Все проблемы выкупов земли, были окончательно решены (через их списание) только в 1906-1907 гг.
Штрих времени:
Сейчас для нас «-вич», в отчестве—суффикс, представитель определенной грамматической категории и только.
А ведь было время, когда он вызывал у людей самые бурные эмоции, исторгал то самодовольный смех, то гнев, то слезы.
Как и почему?
Вот какую показательную сценку нарисовал нам один автор XIX века, интересовавшийся русскими «родовыми прозвищами и титулами».
Первые годы после отмены крепостного права.
На поле работает артель крестьян, «временнообязанных».
Подъехавший по дороге барин окликает одного из своих недавних рабов, обращаясь, к нему, как было до сих пор привычно, без «-вича»: «Эй, Иван Семенов!»
Иван Семенов — поодаль, он не слышит. Но те крестьяне, что поближе, охотно «помогают» помещику:
«Эй, Иван Семенович!—уважительно передают они так сказать, «по цепи».—Иди сюда: тебя Николай Петров кличет!»
Можно представить себе, как поморщился разжалованный в «Петровы» дворянин, как широко ухмыльнулся произведенный в «Семеновичи» вчерашний раб: ведь на протяжении веков эта незаметная частица делила весь народ на господ и слуг, на высокородных и «подлых».
Последний массовый голод в царской России
В 1891-1892 годах в Центральной части России случился голод. Осень 1890 года была теплой, озимые повсеместно высеяли поздно, но неожиданно рано ударили сильные морозы, озимые погибли.
Затем летом 1891 и 1892 годов наступила засуха.
14 июля 1891 г., губернская управа информировала начальника Тульской губернии о необходимости выдачи безвозвратных пособий на продовольствие населению.
Мотивируя это тем, что «отдельные голодающие семьи и лица в наших селениях составляют явления обыденные, даже для лет вполне урожайных..» число таких лиц и семей возросло по причине неурожая «многие такие семьи, которые не терпели крайней нужды в настоящем году, стали нищими».
Вместе с тем, в уездах увеличилось количество крестьян, живущих за счет милостыни, в некоторых селениях они составляли половину населения.
В июле 1891 г. правительство предложило тульскому земству подумать над организацией общественных работ, позволяющих как обеспечить голодающих минимальным заработком, так и содействовать развитию необходимой инфраструктуры в уездах, состоящей из шоссейных и грунтовых дорог, прудов, элеваторов, школ.
В течение 1891 г. земства отвечали за составление подворных описей бедствующих сельских обществ.
ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 43. Д. 37444.
После отмены крепостного права, бывшие крепостные крестьяне получили право заниматься предпринимательской деятельностью.
В начале XX в. в Тульской губернии, как и по всей России, появился слой зажиточных крестьянских семей, которые получали прибыль, применяя наемный труд.
Это были так называемые "кулаки".
Вначале под термином "кулацкий двор" понимали крепкое и большое хозяйство, но большевистская партия это название сделала нарицательным, связав образ кулацкого хозяйства только с эксплуатацией.
Судебная практика тех лет, в наших краях:
Дело об определении в смирительный дом дочери майора Петра Иванова сына Беклемишева Екатерины за распутное поведение.
Ф.90 Т 2. Д. 1513, Раздел описи 1823.
Дело о пожертвовании чернскими помещиком Дмитрием Александровичем Батвиновым, купеческим и мещанским обществами денег на учреждение уездного училища.
Ф. 90 Оп. 1 Т 6 Д. 5670
Дело о ложном обвинении чернской помещицей девицей Анной Федоровой Беклемишевой Чернского уездного предводителя дворянства капитана Дмитрия Александрова сына Батвиньева в самовольном завладении ее недвижимым имением в д. Михайловка Чернского уезд.
Номер сказки 570 Шифр Ф. 319 Оп. 1 Д. 7 Листы 407-413
Дело о записи в казенное ведомство крестьян девиц из дворян Анны, Агрипины и Марии Беклемишевых в Чернском уезде. за долги кредиторам.
Ревизская сказка за 1858 г., Чернский у. с-цо Толстая Дубрава
Дело по рапорту Чернского исправника о попытке удушения чернской крестьянкой вдовой Прасковьей Зотовой с. Знаменское, Синегубово тож, своей помещицы девицы из дворян Александры Ивановой Беклемишевой.
Криминал у крестьян:
Помните – «от сумы да тюрьмы не зарекайся».
На сайте РГБ находятся в свободном доступе издававшиеся Министерством юстиции "Ведомости справок о судимости".
На сайте более сотни томов этих ведомостей с 1883 по 1912 гг.
Информацию о предках поискал и в списках осуждённых.
Просмотрел частично ведомости справок о судимости, нашёл Черниковых из наших мест, попытался разобраться, что инкриминировали.
Преступление согласно ст. 1647 Уложения о наказаниях
Кража "в обитаемом строении или с его двора, или в находящихся во дворе постройках, посредством взлома, преград, препятствующих доступу во двор, в обитаемое строение или из одной его части в другую".
Кража при смягчающих обстоятельствах (ст. 171) - сокращение срока тюремного заключения, предусмотренного в статьях 169,170, наполовину.
Покушение на кражу (ст. 172) - сокращение по усмотрению мирового судьи срока тюремного заключения наполовину.
Преступление согласно ст. 1647 Уложения о наказаниях
Кража "в обитаемом строении или с его двора, или в находящихся во дворе постройках, посредством взлома, преград, препятствующих доступу во двор, в обитаемое строение или из одной его части в другую".
Обман и мошенничество, предусмотренные в статьях 173-176 Устава о наказаниях, на сумму свыше 300 руб. (ст. 1666) - принудительные работы в исправительных арестантских отделениях на срок от одного года до полутора лет (при совершении проступка в первый раз), на срок от полутора до двух с половиной лет (при рецидиве) либо на срок от трех с половиной до четырех лет (при совершении проступка в третий раз).
Ближайших родственников в этих списках вроде нет, да если бы и были: «Жизнь прожить, не поле перейти».
Штрихи для понимания времени:
К началу XX века в Российской империи остались следующие виды телесных наказаний:
1) розги: как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как исправительная мера для ремесленных учеников;
2) плети для ссыльно - каторжных и поселенцев.
12 июня 1903 года наказания плетьми для каторжных и ссыльных были отменены.
11 августа 1904 года были отменены телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников.
Ранее, со времен Петра 1 существовали рекрутские наборы, служили 25 лет.
В 1874 году в стране введена всеобщая воинская повинность со сроком службы 5 лет.
Весной и осенью ребята, достигшие 20 лет, получали повестки.
30 июня 1904 года были отменены телесные наказания в армии и на флоте.
Во время Первой мировой войны в 1915 г. была вновь введена порка солдат розгами как дисциплинарное наказание.
До 1917 году телесные наказания (розги) применялись в соответствии с законом лишь как дисциплинарное наказание в тюрьмах.
Ещё штрих на 1 рубль:
Процесс исследования позволяет, при желании, по- настоящему увидеть пусть и смутные, но уже реальные образы людей, чья кровь течет во мне и в моих детях. Попытаться вытащить их из забвения, сделать, насколько это возможно, зримыми.
6. поколение Черников Андрей Александров 11.08.1851 -1910?г, русский, временнообязанный крестьянин Чернского уезда, Тульской губернии, деревня Камынино.
Законная жена его Черникова (Северьянова) Пелагея Иванова, оба православные.
Дети: Черников Петр Андреев 23.06.1871- +12.1941г. 5. поколение
Черников Георгий Андреев 1891 г.р.- +после 1917 года.
Черников Василий Андреев г.р. после 1892г. - +после 1945г. (в 1945году, председатель колхоза «Камынино»)
и ещё 2 дочери.
1906 г. января 4-й день.
Письмо крестьян д. Горбачева Одоевского уезда Тульской губернии Николаю II (и С. Ю. Витте)
Председателю Совета министров графу С. Ю. Витте
Ваше Сиятельство, граф
Сергей Юльевич Витте!
Мы, крестьяне деревни Горбачева, Спасской волости, Одоевского уезда, Тульской губернии, собравшись 4-го (четвертого) января 1908- года
в количестве ста пяти человек, составили адрес Государю Императору Николаю П-му Александровичу, и постановили:
покорнейше просить * Ваше Сиятельство повергнуть стопам Его Императорского Величества назревшие у нас чувства и мысли, выраженные нами в верноподданническом адресе.
Сельский староста деревни Горбачева,
Спасской волости, Одоевского уезда,
Тульской губернии. /Подпись, печать/
Уполномоченные крестьяне деревни Горбачева:
Михаил Галкин, Алексей Чинков. /Подписи/
Великий Государь!
У крестьян велика вера в Тебя, как Царя. Для нас — крестьян Царь является олицетворением земной справедливости, источником всех гражданских благ, находящихся в распоряжении у Русского народа, и надежным оплотом таковых благ.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости, происшедшее в 1861-м году, и дарование населению России гражданской свободы и широких политических прав, происшедшее 17-го Октября 1905-го года, еще более укрепили нас в сознании правоты нашего убеждения.
Поэтому, Великий Государь, хотя Манифест Твой от 17-го октября 1905-го года еще не приведен в жизнь, мы, однако, пребываем в полной уверенности, что предначертания данного Манифеста будут в самом же скором времени осуществлены на деле, согласно своему истинному смыслу, в своей полной силе.
Иначе же, т. е. ослабления силы Манифеста, или тем более — отмены его, и быть не может, как не может быть того, чтобы нас ослабла вера в высокий нравственный облик Царя!
Великий Государь!
Неослабно веруя в Тебя, мы твердо верим и в то, что Ты можешь вывести Россию из того крайне беспорядочного состояния, в какое она теперь пришла.
Причины происходящих волнений заключаются, говоря по совести, не в тех людях, которые несут свет темному народу и усиленно добиваются добра для этого народа.
Нет! — эти-то и показывают ясно тот путь, по которому должно всем идти мирно и согласно.
Причины волнений заключаются в другом: в крайне усиленной деятельности носителей света, блага народного, — с одной стороны, и с другой — в крайней косности, неподвижности, а иногда даже безотчетной, слепой недоверчивости людей темных, привыкших к существующим порядкам и видящих высокое, святое не впереди, не в будущем, а в отдаленном прошлом, в старине, уже давно отжившей себя. В настоящее время идет борьба света с тьмой.
И в этой великой борьбе сам народ очень мало может помочь свету: подавляющее большинство населения России, — крестьяне и мещане, все люди темные, необразованные, отученные и отвыкшие принимать живое участие в общественной, государственной жизни, даже хорошо не знающие, что есть в земном мире наиболее лучшее и высокое.
Конечно, мы лично, как сыны своего родного Отечества и как последователи Христианской религии, желаем победы света над тьмою.
Но в то же время мы хорошо сознаем, что только непреклонная решимость и властное слово нашего Царя-Батюшки могут обеспечить победу за светом, за лучшими желаниями лучших русских людей и даровать России успокоение не на погибель, а на спасительное преуспеяние в гражданских добродетелях и политическом могуществе.
Великий Государь, — опора справедливым желаниям, надеждам Русского народа!
Уведомляем Тебя, что в настоящее время крестьяне, составляющие большинство населения России и живущие преимущественно полевым, земельным трудом, очень нуждаются в увеличении земельных наделов.
Приобретение же земли при посредстве крестьянских земельных банков, хотя и представляется для нас все-таки возможным, несмотря на неимоверно тяжелые труды, которые мы должны будем нести для уплаты денег земельному банку, но в то же время не представляет блага для всего Русского государства, требующего наискорейшего поднятия общенародного благосостояния.
Уведомляем Тебя, Великий Государь, также и о том, что мы очень нуждаемся в своем умственном просвещении и нравственном улучшении. У нас нет полезных и легко доступных училищ, существующие же в немалом количестве винные лавки подрывают наше благосостояние, наше здоровье, способствуют праздности и развитию порочных склонностей.
Что же касается нашего Православного Духовенства, призванного следить за развитием нашей нравственности, то положение его является не соответствующим своей цели: необходимо для общенародного блага предоставить духовенству полную свободу в делах веры и управления церковного и дать ему прочное материальное обеспечение.
Нет у нас того, чтобы между начальством и подвластными было нравственное, сердечное единение, а почти все в данном отношении основано на страхе, но не на чувстве долга.
Нет у нас и «скорых, правых» низших судов: произвол волостных судов и земских начальников нередко является для нас обязательным.
Глубоко верим. Государь, что Ты обратишь Свое милостивое Монаршее внимание на выраженные Тебе чувства и мысли...
Следуют подписи. РГИА. Ф. 1412 г. On. 244. 1906. Д. 173. ЛЛ. 130-133. Рукописный подлинник.
Взято тут: https://cyberpedia.su/16x11916.html
Святым духом сыт не будешь
https://akvasteklo.ru/akvariumy-na-zakaz