В детстве Юрий Никулин считал, что «сниматься в кино могут только гениальные люди». Себя он таким не считал, но артистическая жилка проявлялась в нем с детства. А во время службы в армии в 1944 году, когда часть находилась на переформировании, он с успехом организовывал концерты художественной самодеятельности, в которых вел конферанс, пел в хоре и участвовал в клоунаде.
Однако ни во ВГИК, ни в ГИТИС его не приняли, и тогда Никулин поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре и вскоре стал известным клоуном.
Однако мечта сняться в кино не покинула его и, когда однажды в цирке потребовалась массовка, Юрий Владимирович с радостью согласился.
Надо было изображать зрителей, по команде смеющихся во время представления. И надо же! Режиссер посчитал, что Никулин смеялся «ненатурально», и его отстранили даже от таких съемок.
В другой раз в массовке он бежал в толпе, но в готовой картине себя в кадрах не нашел.
Потом его пригласили персонально сняться в роли трусливого немца, провели пробы, но долго не сообщали результата, пока Никулин не увидел в кино, что там сняли другого артиста.
И когда Никулину вновь предложили эпизодическую роль в фильме «Девушка с гитарой», он не хотел этим заниматься, потерял веру в себя и в успех. Однако его жена Татьяна настояла, чтобы он попробовал еще раз, и сама позвонила на студию.
Юрию Никулину надо было сыграть пиротехника, который взрывает «шутиху» перед членами конкурсной комиссии, а те от страха прячутся под столы. Это было в духе привычной клоунады и ему понравилось.
Красную рубаху в полоску и кепочку Юрий Владимирович в костюмерной подобрал сам. 3 дня старательно учил 4 короткие фразы текста. На репетиции все прошло отлично. Юрий Владимирович так осмелел, что даже предложил внести изменения в сцену, чтобы стало смешнее. По его совету после взрыва на полу осталась лишь кепка от пиротехника, а поджигать свой «салют» он стал не спичками, а сигаретой, которую вынимал изо рта члена комиссии, а потом вставлял обратно, и вместо «взорвется» предложил сказать «джигнет», как и вошло в картину.
Но как только приступили к съемке и перед ним щелкнула «хлопушка», Никулин забыл весь текст и «ноги стали ватными». Чтобы снять этот эпизод, режиссер пошел на хитрость. Он сказал, что опять будет репетиция. Так как хлопушки не было, Никулин все отлично сыграл, но в конце хлопушка все же щелкнула. Так был снята эта сцена, при просмотре которой все смеялись. И вот так в 1958 году в возрасте 36 лет Никулин впервые снялся в кино.
Следующий раз его пригласили в 1959 году сыграть Василия Клячкина, одного из двух заводских оболтусов, в картине «Неподдающиеся». В результате вместо задуманного серьезного фильма получилась комедия, занявшая в 1960 г первое место на Всероссийском кинофестивале в Минске
Теперь Юрий Никулин стал известен советским режиссерам и его стали приглашать на эпизодические роли, а в 1961 году Леонид Гайдай создал знаменитую «тройку» - Трус, Балбес и Бывалый, где Никулину досталось амплуа Балбеса.
Не надо забывать, что все это время Юрий Владимирович продолжал выступать в цирке, поэтому его рабочий день был очень напряженным.
Съемки короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс" проходили под Москвой.
Подъем в 6 утра, в 6.45 приезжал «газик» и отвозил на съемки. Потом делали грим, главным элементом которого были длинные накладные ресницы. Гайдай считал,что так Балбес выглядит глупее, что и требовалось по задумке.
С 9 утра начинались съемки, бесконечные дубли до 5 вечера, после чего Никулина отвозили в цирк, где у него было полчаса на отдых, а в 19 он выходил на манеж.
А ведь на съемках троица непрерывно бегала, это же был «кросс», причем много дублей- пробежек приходилось делать по вине собаки: то она уронит «динамит». то побежит не туда, то вообще остановится и поднимет лапу. Так что физически эти съемки были очень тяжелыми.
Но труды оправдались. Родилась замечательная комедийная тройка актеров: Никулин, Вицин, Моргунов, которая с огромным успехом была задействована еще в нескольких комедиях Гайдая.
Фильм был закуплен более, чем 100 странами мира. А в некоторых советских посольствах практиковали перед началом сложных переговоров показ «Пса Барбоса» иностранным дипломатам, так как было замечено, что после охватывавшего их хохота с ними было легче договориться.
Любите комедии Леонида Гайдая, с удовольствием смотрите фильмы с участием Юрия Никулина - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.