Найти тему

"Очень плохие мамочки" - как выйти из состояния Жертвы

Давайте разберем, как формируется образ Жертвы на примере главной героини фильма «Очень плохие мамочки» Эми Митчел.

С первых минут фильма становится понятно, как глубоко в Эми пророс образ Жертвы:

- Она ставит собственные потребности на последнее место. Первая фраза героини: Меня зовут Эми Митчел, и я мама. Ее собственная личность отодвигается на второй план. В центр становятся потребности ребенка. Такой смещенный фокус допустим лишь пока ребенок совсем маленький и не способен позаботиться о себе самостоятельно. Но дети Эми уже подростки.

- Раннее материнство в 20 лет. Явно, что у женщины в этом возрасте нет ни образования, ни карьеры, и она автоматически после рождения ребенка попадает в зависимое положение, снижает свои возможности реализации в будущем, что и показывает ее работа (сотрудник на пол-ставки в офисе).

- На работе она выполняет обязанности штатного сотрудника, при этом ей платят зарплату только на полставки, она с этим вполне легко мирится и даже не пытается возражать.

- Чуть позже появляется персонаж мужа. Он не помогает ей ни с домашними обязанностями, ни с детьми, занимает позицию третьего ребенка в семье, о котором надо заботиться. По какой причине Эми вступает в брак с таким мужчиной, не готовым к отношениям и ответственности, остается за кадром. Очевидно, что в Жертву она играет уже давно.

При этом ни один из персонажей не ценит ее усилий. Эми периодически унижают все, с кем она общается: это и другие мамы в школе, и сами дети, которые привыкли лишь получать и требовать (к другому не приучены, ведь Эми сама этому потворствует), муж, который изменяет ей, что логично, ведь жену он практически не видит, а свободного времени у него хватает (все обязанности лежат на Эми), шеф после увольнения в качестве прощального подарка дает ей самую маленькую пачку кофе.

Вот та цена, которую Жертва будет платить за свою гиперответственность. Ведь если отойти от образа несчастной и уставшей женщины, то видно, что никто не просит Эми так упахиваться за всех, она делает это абсолютно добровольно. Наоборот, некоторые даже рады новым обязанностям. Например, ее сын научился сам готовить, пока мама ушла «в отрыв», с удовольствием угощает маму и очень гордится этим. Эми через гиперопеку лишает своих детей самого главного – получить их собственный опыт, сделать свои ошибки, и выбрать, какой дорогой идти в жизни. Она хватается за опеку с одной лишь целью – опека дает контроль над опекаемым. Правда еще забирает здоровье, в кино это не показали, а вот в жизни после таких спринтерских гонок потом начинает сдавать нервная система, а затем и тело.

Режиссеры фильма предложили нам версию, когда Эми в одночасье отказывается от своего образа жизни, переворачивая систему слишком резко. Я понимаю, что у Эми уже не было выбора в той ситуации, она довела себя до грани. Но не стоит забывать и о родных, ведь ее новая роль – отвязной безответственной мамаши – полностью перевернула не только ее жизнь, но и жизнь ее родных. Пострадала дочь, которую лишили бонусов в школе, да и муж, возможно, не был так уж безнадежен, если бы она постепенно приучала его к ответственности. Хотя, как по мне, с такими мужчинами в состоянии ребенка, вообще не стоит выстраивать отношения, а тем более рожать детей.

После резкой смены образа жизни, Эми падает в своем социальном статусе, все ее не понимают и, соответственно, осуждают, чего и стоило ожидать. Она теряет работу, мужа, детей, заводит достаточно странных подруг: такую же Жертву Кики, как и она сама, даже в еще худшем состоянии, и полумаргинальную Карлу. И, естественно, сама же скатывается в подобный образ жизни: алкоголь, асоциальное поведение и необдуманные сексуальные связи.

Я не совсем понимаю, почему этот образ жизни романтизирует режиссер. В реальной, а не киношной, жизни, такое поведение вполне чревато и приводами в полицию (девушки наносят ущерб имуществу магазина, пристают к покупателям с предложениями сексуального характера), а также визитом к доктору с не очень приятными симптомами (Эми просто повезло, что ее партнером оказался вполне адекватный сосед). А так на подобных вечеринках можно и сталкеров нацеплять и альфонсов с ну очень неприятными последствиями.

Заканчивается сериал на оптимистичной ноте, по мнению режиссера: Эми выигрывает кресло лидера родительского комитета, находит подруг, возвращает себе работу и ставит там свои условия, понимает, что у нее с мужем разные интересы и разводится с ним, находит себе парня, мирится с детьми.

На мой взгляд, финал не так оптимистичен.

- Она становится председателем комитета. Т.е. к своим обязанностям, которые никуда не делись (мужа-то уже нет), она добавляет еще одну, очень времязатратную и без вознаграждения совсем. Плюс не совсем понятна ее предвыборная кампания – полностью освободить детей от всех обязанностей? А что взамен? Такая философия хороша как временная передышка, в дальнейшем нужна обоснованная и логичная программа, которой у Эми просто нет. Эми же свое президентство продвигала «под алкогольным опьянением». Хотя огромный плюс в том, что она научилась бороться за себя и своих детей.

- Подруги, с которыми Эми начинает дружить, т.е. обмениваться энергией, т.е. это люди, которые будут влиять на ее решения, достаточно странные. Кики (имя тоже говорит о ее незрелости), которая прямо говорит, что ее единственной подругой была девушка из GoogleMaps и Карла, человек полумаргинального образа жизни, безответственно относящаяся к собственному ребенку, с примитивным мышления на уровне еда/постель.

- Единственный положительны момент для меня – это ее работа, где она смогла отстоять свои интересы и поставить выгодные для себя условия.

- Развод с мужем. Тоже спорный момент. На мой взгляд, они не пытались восстановить отношения (поход к психологу не в счет, довольна странная женщина). Ведь в итоге она осталась с тем, чем и была до – двое детей на руках и никакой помощи от мужа. Он самоустранился, т.е. снова вся ответственность на ней (здравствуй Жертва).

- То, что ей повезло с соседом, и она не вляпалась в очередную «историю», это счастье. Но, после выхода из состояния Жертвы просто необходимо одиночество, чтобы человек вернулся к себе и своим интересам. Она же не дает на это себе шанса, тут же ставит на место себя мужчину и снова начинает его опекать, т.е. история повторяется, но уже с новым мужчиной. Эми так и не вышла из сценария Жертвы.

- Это видно и по детям в продолжении фильма. Она не дотянула, снова скатилась в чувство вины, взяла на себя все обязанности, гиперопеку, не научилась делегировать обязанности детям. Во второй части фильма мы видим снова топающих ножкой и требующих все за них сделать детей.

На мой взгляд, Эми показала пример того, кто есть Жертва, как она сама себя ставит в условия «белки в колесе», берет на себя чужую ответственность. НО, что более важно, как из этого выбираться и что делать. Да, Эми не дотянула, но она получила промежуточные результаты, смогла хоть на чуть-чуть улучшить свою жизнь. Просто рано остановилось, не хватило ресурсов отстоять свою позицию до конца.

#психология

#позиция жертвы