Фотографировать еду – сложнее, чем кажется. Запеченная курица – не симпатичный котик, который с любого ракурса получается потрясающе. Чтобы блюда на фотографиях смотрелись эффектно и аппетитно, нужно учитывать ряд важных факторов.
О нюансах фуд-фотосъемки рассказывает член московского фотоклуба «Ракурс+», участник столичных фотовыставок, фотограф Павел Одинец.
«Ключевыми темами при съемке кулинарных натюрмортов являются: выбор объекта для съемки, композиция, освещение, угол съемки, глубина резкости и другие.
Объект съемки
Что касается темы, то конечно каждый сам может выбрать то, что ему ближе, исходя из своих кулинарных пристрастий. Однако есть и основные закономерности.
Блюдо должно выглядеть ярко, а также сочетать в себе различные цвета и оттенки. При этом важно помнить не только о гармонии красок, но и о сочетаемости самих продуктов. Блюдо должно выглядеть не только ярко, но и натурально.
Не очень эффектно смотрится что-либо монотонное, например, рыба, если она не украшена зеленью или овощами, или крем-суп, каши – если на них нет цветовых акцентов. А вот перцы разных цветов, наоборот, выглядят очень эффектно и выразительно.
Насыщайте кадр разными оттенками и украшайте ваши блюда. В первую очередь важно, ЧТО вы снимаете, а не как.
Композиция
Важнейший элемент фуд-фотографии – композиция. Ей можно посвятить часы теории, но важно запомнить следующее: всегда выделяйте (в том числе светом) главное. Делайте акцент на том, что вы снимаете (блюдо), не забывая про второстепенное (то, что его окружает).
Заполняйте кадр равномерно, не допуская «пустот», но и не перегружая его. Глазу приятно рассматривать кадр, который с одной стороны насыщен, с другой – не перегружен. На деле это означает, что не стоит пытаться снять все и сразу, снимайте одно блюдо, либо даже его фрагмент, обрамляя его вокруг второстепенными элементами. В роли них могут выступать веточки зелени, плоды растений и прочие детали, которые подчеркивают географическое происхождение блюда и создают настроение.
Самый простой способ выделить главное – это сфокусировать кадр на ключевой точке блюда, оставляя все вокруг более или менее размытым. Это достигается разными способами: установкой максимального значения диафрагмы на вашей камере, установкой макрорежима, либо использованием уже готовых режимов в смартфонах.
Формат
При выборе формата кадра важно учитывать тот факт, что обычно блюдо расположено на тарелке круглой формы, поэтому для максимального заполнения кадра вам пригодится «квадратный» формат 1х1.
Такой формат используется для создания «плотных» композиций, когда вам важно изобразить непосредственно ингредиенты вашего блюда, расположив их по всему кадру.
Фон
Смело используйте фотофон, имитирующий то или иное покрытие или фактуру. Всегда выигрышно и эффектно смотрятся в кадре такие натуральные материалы, как камень и дерево.
Альтернативой фотофону может стать красивый деревянный стол или каменная столешница на кухне, отличные снимки можно сделать прямо на них. Также подойдет красивая скатерть или иная текстильная подложка.
Иногда фону не придают значение, полностью его удаляя при обработке снимка, что делает кадр менее «живым». А зря – красивая фактура деревянных досок или изящный узор на скатерти создают более уютное и менее протокольное настроение снимка.
Точка съемки
Не менее важна точка съемки, это сильно влияет, как на заполняемость кадра, так и на его восприятие. Часто используется способ съемки блюда непосредственно сверху, в таком случае вам гарантированно удастся зафиксировать все блюдо целиком, и ничего не будет упущено. Это эффективный, но слишком распространенный метод.
Делая же снимок «под углом», вы исключаете часть блюда из кадра, зато получаете возможность подчеркнуть окружение, фон, что иногда положительно влияет на восприятие. Это делает снимок более выразительным и ярким, сочетая изображение с окружающим пространством.
Освещение
Важнейшим элементом при съемке кулинарных изображений является свет. Здесь можно выделить несколько направлений и общепринятых способов.
В первую очередь надо отметить естественный свет. Он не требует наличия оборудования. Снимки, созданные при естественном освещении, почти всегда выглядят натурально. Однако важно верно оценивать уровень освещения, для съемки его может быть недостаточно. В результате фотография получится: темной, некачественной или не резкой.
Лучший естественный свет – это дневной свет. Но не прямой солнечный (создающий тени), а так называемый «рассеянный свет», то есть свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта. Такой свет характерен для хорошо освещенного помещения, например возле большого окна. Еще лучше уличный свет в дневное время, но не в солнечную, а в облачную погоду.
Эффект рассеянного света можно создать и в домашних условиях, установив белый лист за блюдом так, чтобы тарелка оказалась между окном и листом. Получившийся таким способом отражатель подсветит тени, в результате чего будет ровно освещенное изображение.
Съемка на улице в дневное время, при отсутствии прямых солнечных лучей почти гарантированно даст хороший свет, при этом позволит попрактиковаться в фотосъемке самого процесса приготовления, например на огне!
Съемка с прямым солнечным светом может быть удачной, а тени – выразительными. Прямой свет хорошо подходит для выявления формы и фактуры. Главное при этом – не переусердствовать, основные элементы композиции, как и большинство деталей кадра в целом, все равно должны оставаться максимально светлыми, а сам снимок – не слишком контрастным.
Профессионалы часто используют в качестве источника света моноблок с софтбоксом. В меню многих ресторанов можно видеть изображения блюд, сделанные именно таким способом.
Любителям творческого подхода стоит обратить внимание на съемку фонариком. Возьмите обычный фонарик-ручку, отключите свет, установите вашу камеру на штатив и длительную выдержку (предварительно сфокусировав на блюде) и освещайте блюдо фонариком, который станет вашей «световой кистью». Результат может вас приятно удивить.
Ручной светодиодный фонарь Elektrostandard Discoverer
Сильный перепад света и тени роднит такой способ с картинами художников в жанре натюрморт. Да и сам процесс съемки может стать довольно увлекательным занятием.
Обычное ламповое освещение тоже может дать хороший результат, особенно если используется несколько источников освещения (для подсветки спереди, сзади, сбоку). Не забудьте штатив, учитывая, что вы снимаете при искусственном освещении, и света в помещении недостаточно, поэтому фиксация камере не помешает. Но даже один хороший источник света в плохо освещенной комнате может дать свой интересный результат.
Как известно, все правила существуют, чтобы их нарушать. Снимать можно и нужно по-разному, но помните главное – при просмотре ваших снимков у зрителя должно возникать естественное желание – непременно попробовать то, что изображено на фотографии. И совершенно точно этот снимок должен быть светлым. Ведь свет не только обеспечивает возможность детально рассмотреть изображение, но и создает позитивный настрой, дарит ощущение тепла, и как следствие – способствует возникновению аппетита.
Настольная лампа Eurosvet Flex легко закрепляется на столе
И не забывайте про главный стимул при съемке блюд – после завершения фотосессии, вам предстоит использовать все объекты по их прямому назначению!»
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, если было интересно!
Все лампы на струбцине и на прищепке можно посмотреть в каталоге интернет-магазина «ВамСвет». Они точно пригодятся вам для фотосъемки красивых ужинов.
Также рекомендуем присмотреться к светодиодным прожекторам, с помощью которых можно осветить собственные гастрономические шедевры в условиях острой нехватки света.
#фуд фотография #освещение #фотография #светильники #фотосъемка #еда