Эксперт журнала «Госзакупки.ру» разобрал спорную ситуацию, которая произошла на приемке работ по замене электросчетчиков в многоквартирном доме. Заказчик пошел на одностороннее расторжение контракта из-за неверного оформления документов. У подрядчика было другое мнение: работы выполнены в срок, документы исправлены и высланы заказчику, а за затягивание сроков направлена претензия об оплате неустойки. Что решили суды в данной ситуации, читайте далее.
Заказчик и поставщик заключили муниципальный контракт на выполнение работ по замене индивидуальных приборов учета потребления электроэнергии в многоквартирных домах. Цена контракта составила 106 173 руб. Общий срок выполнения работ — 60 календарных дней. В ходе исполнения контракта выяснилось, что в некоторых квартирах жильцы своими силами уже установили новые приборы учета. Объем работ уменьшился, а общая стоимость выполненных работ сократилась до 94 452 руб. Поставщик завершил работы в срок и направил заказчику электронное письмо с просьбой о приемке. Все шло гладко, пока подрядчик не получил письмо с отказом от приемки.
Почему заказчик шесть раз отказывался от приемки, а на седьмой расторг контракт
Сначала заказчик отказал в приемке, потому что подрядчик не представил предусмотренные контрактом документы. Последний исправил свою ошибку и повторно направил бумаги. Отказы повторялись в общей сложности шесть. Причины были разные: то указали на отсутствие подписи управляющей организации, то на отказ в содействии в оформлении актов сдачи в эксплуатацию счетчиков с последующей передачей сведений энергоснабжающей организации по причине отсутствия жителей в 26 квартирах.
Прошло два месяца, а приемка так и не состоялась. Подрядчик направил претензию и потребовал заплатить штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта. Время шло, а заказчик каждый раз отвечал отказом и не принимал бумаги. Оплачивать контракт и платить неустойку также не собирался.
В итоге уже заказчик выставил требование об оплате неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту, в котором указал на непредставление на согласование документов по установленной форме. Поставщик платить тоже не торопился и документы уже не высылал. Поэтому заказчик решил отказался от контракта со ссылкой на невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок. Подрядчик обратился в суд.
Суд разъяснил заказчику, в чем ошибка и как происходит процедура одностороннего расторжения
Чтобы отказаться от контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком его обязанностей, заказчик должен провести проверку работ и доказать, что при данном темпе выполнения работы будут нарушены сроки ее выполнения. Экспертизу не провели. Также заказчик не воспользовался правом на проведение экспертизы до принятия решения об одностороннем отказе от контракта. При этом подрядчик не раз уведомлял о завершении работ и устранял все замечания, касающиеся направленных документов.
Довод заказчика о том, что в результате проверки документов выявлены замечания, суд отклонил, поскольку замечания были устранены.
Спора по поводу недостатков, объемов и качества выполненных работ между сторонами не было. В итоге суд постановил, что отказ от исполнения контракта по основаниям, указанным заказчиком, — ненадлежащее оформление документов — не предусмотрен ни законом, ни контрактом, в связи с чем не может признаваться обоснованным. Жалобу заказчика отклонили и обязали выплатить долг 94 452 руб.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2021 по делу № А23-260/2020.