Найти тему

Огни новогодней Москвы

Фото: Виталий Бурмейстер
Фото: Виталий Бурмейстер

С каждым днем все больше хорошеет столица, принаряжаясь к празднику. И как у каждой рачительной хозяйки, все у неё идёт по плану. О том, как создавалась единая концепция праздничного светового оформления Москвы, пресс-служба компании «Технология Света» поговорила с Марией Черняк — вице-президентом Союза дизайнеров России, вице-президентом Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии, арт-директором ООО «Комплексное решение».

— Мария, какая идея положена в основу праздничного освещения новогодней Москвы?

— Основная концепция оформления столицы — создание образа, который бы подчеркнул особенности ее величественной архитектуры и сложную структуру города.

Законодателем моды, в том числе в городском праздничном освещении, считается Европа. И часто можно слышать предложения взять там какие-то идеи или элементы и использовать для оформления у нас. И такие попытки были. Но, как оказалось, то, что прекрасно помогает создавать атмосферу праздника на узких улочках европейских столиц, совсем не подходит нашему амбициозному городу с его масштабом и особенностями архитектуры. У нас совсем другой размах. Возьмите Кутузовский проспект или Садовое кольцо с их 8 полосами. На этих просторах милые европейские штучки теряются и совершенно не смотрятся.

А еще нужно учитывать климатические условия. Эта слякоть и реагенты на наших дорогах тут же забрызгивают маленькие лампочки светодиодных гирлянд, они тускнеют и через пару дней становятся совершенно невыразительными. Поэтому первый принцип оформления Москвы — монументальный характер приемов. Исторически в советский и постсоветский период трассы, фасады и мосты оформлялись крупными «мазками» — гирляндами на опорах городского освещения, масштабной графикой на фасадах и над проезжими улицами.

Элементы светового оформления ВДНХ
Элементы светового оформления ВДНХ

— Как изменился подход к оформлению в сравнении с советским периодом?

— Надо сказать, продуманный подход к праздничному городскому оформлению в столице был всегда. В первую очередь продумывались локации, выбирались главные реперные точки оформлении в зависимости от характера пространства. Учитывались визуальные и пешеходные связи, а также зоны особого городского значения: вокзалы, въезды в город, городские площади и главные парки. На Новый год устанавливалось более 140 ёлок — по 3 больших 15-метровых в каждом округе Москвы плюс маленькие. Продумывался их дизайн. И это никогда не носило хаотичного характера. Всегда была строгая система, подчиненная свето-цветовой образной идее.

Наша справка

Отмечать Новый год в России начали с 1700 года, по указу Петра I. В том же указе царь распорядился и об украшении города. После революции 1917 года эта традиция была забыта. Возродить празднования решили только в 1935 году, после публикации статьи Павла Постышева в «Правде», в которой он предложил вернуть детям «атмосферу волшебства и сказки». Тогда же города начали оформлять к празднику. А с середины XX века Мосгороформление и фабрика «Газосвет» стали разрабатывать проекты иллюминации. В основном улицы обрамлялись гирляндами из окрашенных в синий, желтый и красный цвета лампочек. Ни о каком световом дизайне тогда говорить не приходилось, но даже эти нехитрые украшения создавали особую атмосферу праздника.

Гирлянда «триколор» в оформлении мостовых сооружений
Гирлянда «триколор» в оформлении мостовых сооружений

На новом этапе развития светотехники и изменений эстетических вкусов общества, а так же с учетом нового благоустройства городских территорий, несколько трансформировались подходы и принципы оформления. Нужно было не только оформить новые пешеходные маршруты, но и сделать что-то уникальное, исключительно для столицы.

В 2013 году была поставлена задача организации светового каркаса города в осенне-зимний период. Тогда же появилась терминология декоративного освещения. В этот момент возник вопрос, в каком виде этот каркас должен существовать. Он должен был подчеркивать структуру города, уникальную радиальную систему улиц с центром вокруг Кремля, гармонизировать пространство города, задавать единое свето-цветовое решение всему городу.

Зоны панорамных видов — Кремль и мосты вокруг — центральные видовые точки города, к ним привлекается особое внимание. И когда создавался световой каркас, мы начали думать, что же можно предложить городу, какое решение, которое подчеркнуло бы эту величавость, монументальность архитектурной застройки. В 2016 году возник образ бокалов с шампанским.

За их основу взята традиционная форма фужеров, которые стояли в сервантах у наших бабушек — тяжелый граненый хрусталь. Их доставали к праздникам, когда во всех домах сервировали столы всем самым лучшим. Они символизировали атмосферу торжества и создавали настроение праздника.

Фото: Игорь Соболев
Фото: Игорь Соболев

Элементы оформления в виде бокалов появились сначала на Тверской улице, от Пушкинской до Манежа. Это была проба — как примет идею город и москвичи, насколько форма будет созвучна архитектуре. И когда мы поняли, что угадали, продолжили внедрять идею. На следующий год конструкции дошли уже до Белорусской, потом появились и на мостовых сооружениях.

Позже добавили новые элементы оформления, также продуманные в этой масштабной стилистике — каскадные люстры на улицах вокруг Кремля, огромные елочные шары... И сейчас, когда мы смотрим на кремлевскую панораму, у нас нет диссонанса. Все гармонично и продумано. Отдельные декоративные вкрапления и сюжеты лишь эмоционально дополняют основную идею, но не доминируют. У нас нет каких-то случайных милых зверюшек или снеговичков и прочих мелких элементов.

Большой находкой в оформлении Москвы стали световые цифры, обозначающие наступающий год. Это разработка дизайнера Константина Слемзина, который давно занимается созданием городской среды и много сотрудничал с европейскими городами. Идея возникла, когда потребовалось продумать оформление пешеходных маршрутов и было решено объединить Бульварное кольцо с помощью световой навигации.

Каждая цифра решает свою задачу и имеет определённый размер. Световой тоннель от цифры ноль создает словно перспективу в будущее. Средовой элемент оформления тоннель совершенно самостоятельно хорошо работает на аллеях Бульварного кольца. Сначала он был 50 метров, затем 100. В прошлом году, в связи с пандемией, его разбили на отдельные элементы и растянули по всему Тверскому бульвару

Главное, что важно отметить, — все элементы новогоднего оформления столицы неслучайны. Каждый разработан под конкретное место, с конкретной идеей и задачей.

— Что происходит сейчас?

— Разработанная система оформления продолжает развиваться. Каждый год появляются новые элементы, трансформируются старые, включаются новые локации, происходит ротация внутренних решений на площадях. Но все это происходит в рамках той единой концепции, которая была разработана в 2013-2017 годах. Соблюдается и единая колористическая концепция.

— Профессионалу всегда бросаются в глаза ошибки. Есть они в световом оформлении Москвы?

— Конечно, не обходится без ошибок. Пробуются какие-то новые решения, и не всегда они оказываются удачными. В 2016 году Большая Дмитровка была оформлена в неоново-дискотечном стиле. Проект был новаторским, очень ярким, но совершенно выбивался из общей концепции.

Световое оформление «Остров стиляг». Большая Дмитровка, 2016 г.
Световое оформление «Остров стиляг». Большая Дмитровка, 2016 г.

Позже, это оформление хорошо себя проявило в одном из городских парков, где уместно проявление любых стилистических эмоций. Сейчас город с точки зрения единства стиля очень жестко взаимоувязан.

Как и во всем, что касается творчества, в праздничном оформлении не бывает решений, которые нравятся всем. Это дело вкуса. Кого-то может раздражать пересвет, например. Мне вот не нравится оформление на Театральной площади у Большого театра. Мне кажется, очень ярко. Если бы приглушить, элементы смотрелись бы более тонко и изящно. А сейчас они доминируют и перетягивают на себя внимание.

Да, иногда я, как профессионал, вижу, что какие-то моменты не учтены. Но это не значит, что это портит общее впечатление. Город должен развиваться, оформление должно меняться. Меняются приемы и подходы. Но все идет в рамках первоначальной единой концепции.

Город обрастает определенной элементной базой, в рамках которой проходит развитие. Заменить разом все очень дорого и нерационально с точки зрения расходования бюджетных средств. Поэтому происходит постепенное наращивание, которое укрепляет световой каркас. Меняется расположение отдельных элементов, за счет этого поддерживается эффект новизны. Надоедят эти шары и тоннели в центре, их переместят в другие районы, и город все равно будет смотреться единым целым.

Новогоднее оформление Театральной площади. Фото: Виталий Бурмейстер
Новогоднее оформление Театральной площади. Фото: Виталий Бурмейстер

Город наш колоссальный, город многообразный. Хотя структура города логичная, архитектура все равно разная. И декоративное новогоднее освещение должно все это увязывать, создавая единый образ. Единственное, что допускает любые пробы пера, — это парковые территории. Там можно применять любые концепции и эффекты, самые сказочные и фантастические. Эти зоны могут развиваться по своим законам и задачам. А все остальные городские пространства должны быть взаимоувязаны. Как и все наше освещение.

— Что нас ждет в наступающем новом году?

— В этом году ждать чего-то нового в праздничном оформлении вряд ли стоит. Год тяжёлый, послепандемийный. Но несмотря на все сложности столица снова заиграет яркими огнями, приглашая москвичей и гостей города полюбоваться своей красотой, прогуляться по вечернему городу и зарядится новогодним настроением.