Зимой на дороге можно столкнуться с множеством неприятностей: грязь, гололедица, снег. В таких условиях управлять машиной гораздо сложнее и спасением для водителей могут стать цепи противоскольжения. С их помощью машина способна легко проходить даже очень сложные участки дороги, не скользящая и не вязнущая в грязи или снегу. В этой статье мы расскажем об особенностях эксплуатации и свойствах разных типов цепей противоскольжения.
Когда автомобилисту могут понадобиться цепи противоскольжения?
Как правило, цепи противоскольжения одеваются, чтобы улучшить сцепление с дорогой в сложных погодных условиях. Обычно комплект включает в себя пару кругов, которые нужно закрепить на ведущих колесах. Они обычно выступают в роли съемного дополнительного протектора.
Принцип их работы состоит в том, что за счет того, что звенья цепи имеют малую площадь контакта с дорожным полотном, автомобиль сильнее давит на грунт. Это обеспечивает лучшую проходимость, так как машина буквально «вгрызается» в лед.
Использование цепей противоскольжения очень актуально именно в осенне-зимний период. Они помогают водителям передвигаться в условиях бездорожья, снижают риск аварий, повышают управляемость транспортного средства.
Типы цепей противоскольжения
Все одеваемые на колеса цепи условно можно разделить на две группы:
- мягкие – в этом варианте между тросами, натягивающимися по кругу колеса, располагаются дополнительные пластиковые или резиновые элементы.
- жесткие – изготавливаются из металла, они обычно имеют свой рисунок с поперечным сечением.
Цепи можно разделить на несколько видов с учетом их размера, рисунка протектора и способа обработки звеньев.
По размеру все просто. Производитель обычно указывает на упаковке для которых колес подходят эти цепи. И здесь важно всегда выбирать нужный размер, тогда они и сидеть будут плотно и одеваться будут легко и без проблем. В частности, для легковых и грузовых машин цепи противоскольжения будут иметь разный размер, так как у них и размер колес может отличаться довольно существенно.
Что касается рисунка, то здесь вариантов много:
Типы цепей по рисунку
Здесь можно выделить несколько разновидностей:
«Лесенка»
Обшивка протектора имеет вид полос, которые располагаются перпендикулярно колесу. Это самый простой тип, такие цепи считаются самыми дешевыми.
Такой вариант прекрасно подойдет для езды в условиях бездорожья, благодаря тому, что они помогают загребать жидкую грязь. Их применение облегчает передвижение, машина сможет быстро выбраться на жесткую ровную дорожную поверхность.
Есть у «лесенки» и определенные недостатки, поэтому этот тип имеет довольно небольшую площадь поверхности, которая сталкивается с дорогой, иногда это может стать причиной самозаживания. Поэтому такие цепи не подходят для езды по очень глубокому и рыхлому снегу.
«Соты»
Цепь имеет вид перекрестных диагональных линий. Благодаря такому рисунку удается получить высокий показатель поперечной стойкости, а также очень хороший и главный постоянный контакт колеса с поверхностью дорожного полотна. Но их использование в определенной степени ограничивает скорость движения транспортного средства, но иногда это не критично, когда важнее управляемость на скользкой дороге.
«Диагональ»
Обшивка протектора имеет вид рядовых полос, которые не касаются друг друга, также немного отклоняются от продольной оси. Этот тип цепей обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и сбалансированное управление при езде по снегу, льду и грязи. То есть они отлично подходят для зимней эксплуатации.
«Треугольники»
Они представляют собой продольные полосы, соединяющиеся между собой боковыми тягами, образующими узловые точки, в результате рисунок очень похож на треугольники.
Благодаря тому, что между полосами образуются извилистые линии, автомобиль может легко передвигаться по заснеженной дороге. Эти цепи прекрасно работают на глубоком и рыхлом снеговом покрове, не давая машине увязнуть. Однако при езде по грязи, этот вариант мало эффективен, лучше выбрать что-нибудь другое.
Разновидности цепей по типу обработки
Одной из характеристик, на которую обязательно следует смотреть при покупке цепей на колеса, есть методика термической обработки металлических звеньев. Всего может быть 3 варианта:
«Сырой» металл – в этом случае термообработка материала отсутствует. Этот вариант обеспечивает пластичность звеньев, если колесо вдруг наедет на острый камень или бордюр, то цепь не лопнет. Но это ведь и недостаток, так как мягкий металл не служит долго, он быстро стирается.
«Закаленная» сталь – этот вариант практически не склонен к истиранию, хорошо противостоит трению и механическому воздействию при контакте с асфальтовым покрытием. Но и он имеет существенный недостаток – хрупкость, от сильного удара, например при резком наезде на бордюр, цепь может треснуть. То есть время службы таких цепей тоже не очень велико.
Комбинированная термообработка – этот метод предполагает, что металл проходит поверхностную термическую обработку. Это обеспечивает повышенную прочность наружного слоя, а внутри при этом сохраняется достаточная пластичность. Такая технология позволяет добиться оптимальных эксплуатационных характеристик: металл не будет стираться при езде по голому асфальту, а также не будет лопаться при ушибах.
Эксплуатация цепей противоскольжения: важные моменты
Как и любой другой автомобильный аксессуар, цепи на колеса имеют определенные правила использования, которых важно соблюдать:
- На полноприводной машине рекомендуется использовать только одну пару на передних колесах. Этот вариант работает лучше, чем на задних колесах, потому что увеличивается проходимость. Однако для достижения максимальной проходимости приспособления противоскольжения следует одевать на все 4 колеса.
- С цепями на колесах не рекомендуется ездить на высокой скорости. Как правило, производители цепей напоминают, что рекомендуемая скорость для автомобилей не должна превышать 30-50 км/ч. Если ехать быстрее, это может стать причиной серьезных проблем: цепь может порваться и привести к аварии, может лопнуть шина и т.д.
- На сухой дороге постоянно ездить с цепями не рекомендуется, некоторые цепочки вообще категорически запрещены для езды по асфальту. Это не только связано с тем, что цепь может повредиться, но и тем, что наличие подобного оборудования на колесах увеличивает тормозной путь.
- Перед установкой всегда следует читать инструкцию. Это поможет быстро надеть цепь. Помните, что крепеж нельзя сильно затягивать.
- Учтите, что устанавливать подобные приспособления не рекомендуется на неприводные колеса. Это может привести к снижению управляемости и плохо влияет на проходимость транспортного средства.
- При езде с цепями на колесах нельзя резко тормозить и добавлять газ. Все действия водителя должны быть плавными и мягкими. Это важно для того чтобы не повредить подвеску.
- Эксперты советуют отключать систему ABS (антипробуксовка), если она конечно есть, это позволит установленным на колесах цепям работать более эффективно и очищаться самостоятельно.
- Если необходимо проехать сложный участок, очень вязкую грязь или глубокий снег, то опытные водители рекомендуют немного приспустить давление в шинах примерно на 0,5-1 Атм. Это позволит улучшить сцепные свойства.
- При использовании цепей на колесах с низкопрофильной резиной следует быть предельно осторожными. Такие приспособления могут привести к повреждению дисков или покрышек.