Тот факт, что режиссёр, подаривший миру "Звёздные войны", "Индиана Джонса" решил обратиться к трагедии Холокоста – удивил многих. Для Стивена Спилберга фильм «Список Шиндлера» стал своего рода откровением.
«Я стал режиссёром, потому что хотел рассказать публике о том, что меня волнует. А став отцом, я понял, что хочу рассказывать об этом и своим детям. Около 20 лет я снимал фильмы об акулах, пришельцах и динозаврах, и только потом понял, что готов снять фильм о Холокосте.»
Известно, что основой для фильма послужил роман Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», рассказывающий историю Леопольда Пфефферберга, пережившего Холокост. Но создатели киноленты в стремлении воссоздать подробности тех страшных событий за четыре года объездили весь мир, записывая сотни рассказов очевидцев. Именно из этой уникальной коллекции историй конкретных людей родился сценарий картины, получившей в последствии 7 премий «Оскар», включая премию за лучший фильм.
«Список Шиндлера» стал самым дорогим чёрно-белым фильмом за всю историю кинематографа. Лишь однажды здесь появляется цвет. Это знаменитый эпизод одного из ужасных расстрелов евреев в гетто, в разгаре которого среди толпы выделяется маленькая белокурая девочка, одетая в красное пальто. Потерянная и одинокая, она проходит улицу за улицей, через убийство и жестокость, тем самым впервые зарождая в сознании главного героя мысль о возможном спасении этих обречённых на страдания судеб. Интересно, что настоящую девочку в красном пальто звали Рома Лигоцка. Выжившая в краковском гетто, она была известна среди живших там евреев благодаря своему красному зимнему пальто. Сейчас Лигоцка известна как художник и автор книги о Холокосте, которая носит название «Девочка в красном пальто».
Согласно легенде, когда Стивен Спилберг пришёл к композитору Джону Уильямсу, показал отснятый материал и попросил написать музыку, тот, решив, что не справится с такой серьёзной задачей, сказал: «Для этого фильма вам нужен композитор получше меня». На что режиссёр ответил: «Я знаю, но они уже все умерли». На тот момент Джон Уильямс уже был известен как автор саундтреков «Челюсти», «Звёздные войны» и «Парк Юрского периода». Но именно музыка, созданная для фильма «Список Шиндлера», была удостоена премии «Оскар» и BAFTA в номинации «Лучшая оригинальная музыка» и сделала его имя бессмертным.
В 2020 году две самые популярные радиостанции Великобритании «Classic FM» и «Radio Times» провели масштабный опрос о лучшем саундтреке к фильму – и вновь, спустя 27 лет после выхода фильма на экраны, победило непревзойдённое сочинение Джона Уильямса, сопровождающее последние кадры фильма, где мы видим могилу Оскара Шиндлера с вырезанными на ней словами из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Первым исполнителем пронзительного скрипичного соло был один из самых знаменитых музыкантов второй половины ХХ века Ицхак Перельман. В наши дни эту гениальную мелодию можно услышать не так часто, и каждый раз она попадает в самое сердце – ведь, наверное, только языком музыки можно выразить боль, которую человечество, несмотря на десятки прошедших лет, продолжает нести в памяти поколений.
В ближайшее время "Список Шиндлера" и другие легендарные саундтреки можно услышать в стенах собора Яани Кирик в программе концерта «Триумфальный орган 2: Ангелы и Демоны» 10 апреля, а также на грандиозном концерте "Cinema Orchestra Medley", который состоится 15 мая в КСК "Тинькофф Арена".
С афишей можно ознакомится на официальном сайте classica.spb.ru