Этот веломарафон стал для меня пятым. Все предыдущие года, я неизменно улучшал своё время, хоть иногда и оставался осадочек. В этот раз, настрой опять был боевой!
Дату марафона не переносили, и он состоялся традиционно в первую субботу июня. Выехали накануне в пятницу, на машине с друзьями. С комфортом доехали, до Красноярска и переночевали в гостинице. Вот бы так всегда! Ещё, за пару дней до старта, было понятно, что комфортной погоды нам не видать, и рекордов преодоления трассы не стоит ждать, даже от лидеров. За сутки до гонки, пошёл дождь и похолодало. Посмотрел данные прогнозов погоды на нескольких сайтах, и метеорологическую карту; ситуация получалась следующая. На старте будет дождь, и возможно продлиться ещё 1-2 часа, если повезёт. В прошлом году, марафон был в конце сентября, и, исходя из этого, я уже знал, что делать с экипировкой и питанием.
Утром в субботу приезжаем в Емельяново с запасом. Температура +8 С, дождь не прекращается, велосипеды пришлось собирать под тентом, чтобы оставаться сухими как можно дольше, до самого старта. Без сомнений ставлю на велосипед оба крыла, плевать на вес и аэродинамику, хочется оставаться сухим и чистым как можно дольше. Настроение не очень, даже не пошёл на «Экспо», хотя планировал пару покупок, совсем вылетело из головы. Вокруг народ собирает велосипеды, традиционная предстартовая суета, но под прикрытием промозглой погоды… Забиваю на разминку. Плевать. Одеваюсь, и подольше стою под тентом, откладывая выход в стартовый створ под дождь… Пора…
Народу ожидаемо мало, без проблем протискиваюсь ближе к старту, 3-5 линия меня устраивает. Оцениваю явку в ~200 человек. Старт в дождь, явно отпугнёт кучу любителей. Прошлогодний «карантинный» Красспорт-2020 финишировали 268 человек. Однако, я ошибался, и протокол этого года показал, что на старте было 482 человека! (42 не финишировали, но об этом позже). Традиционно включаю трансляцию своих координат для друзей и родственников, убираю телефон в двойной пакет, в рюкзак. Небольшая заминка организаторов со стартом. Уже начало возрастать напряжение, и толпа вот-вот рванёт со старта, но вот и выстрел! Вперёд!
Первый асфальт
Стараюсь держаться середины дороги, так как, на первых двух-трёх поворотах приличные лужи, с разных сторон. Промокнуть, конечно придётся, но лучше сделать это позже. Народ сегодня спасался от дождя, как мог. Дождевики, всевозможной формы, тормозящие владельцев не меньше парашюта. Кто-то даже обмотал ноги пищевой плёнкой, по пояс. Явный промах – перегрев в таком случае обеспечен, жуть! А вот и первая гора, с официальным стартом. Еду, чуть быстрее, чем могу, но группа лидеров бодро удаляется – в этом году мне опять не с ними… По отзывам, в первую гору лидеры ломили больше обычного. Вхожу в ритм, вокруг знакомые лица, 4 сезона участия в кросс-кантри гонках, сибирских городов, дают о себе знать. Настроение улучшается, кооперируюсь с Сергеем Куц, и ещё несколькими ребятами. Едем более-менее ровно, вода летит со всех сторон, из луж больших и маленьких, и сверху в виде дождя. Но хорошая спорт-одежда надёжно защищает. Успеваем общаться и шутить, весело катим. Пить хочется меньше, чем в жару, но регулярно прикладываюсь к бутылке с изотоником. Работаю на опережение, на гравийке бутылку точно закидает грязью. Первый асфальт проезжаем за 1:06:30. Медленнее, чем в прошлом году на 1,5 минуты, но это не показатель. Как потерять, так и выиграть время можно дальше.
Выезжаем на гравий!
Группа ожидаемо посыпалась. Гравий оказался очень грязным! Каждый выбирает траекторию и скорость по мере владения велосипедом и выбранных покрышек. Меня начинает «таскать» буквально с первых сотен метров, несмотря на широкие 2,25” покрышки. Приходится балансировать, ловить велосипед, снижать скорость, и судорожно вглядываться в следы тех, кто проехал раньше. Но панацеи нет, что по центру, где дорогу месили автомобили, что с краю, «по целине» – везде не комфортно! Жидкая грязь с камешками противно барабанит по раме и колёсам. Крылья радуют, но спасают только от «своей грязи», любой проезжающий мимо щедро угощает песко-грязью в лицо, грудь и ноги. Один из участников гонки, ловко озаглавил отчёт – «ГрязьСпорт 2021», что метко описывает то, что происходило между первым и вторым асфальтом. Конечно, эстетическая сторона гонки не радовала, но с ней быстро смиряешься. Примерно на 40 километре вижу, парень голосует «Есть насос!!!?». Скорость низкая, тащимся в пригорок, «помогу» - думаю. На ходу отстёгиваю насос от рамы и кидаю горемыке. Знаю, что в бардачке ещё лежит СО2-балон, если что накачаю им. Позднее пожалел об этом. Нет, времени из-за этого, не потерял, особенно с учётом последующих событий. Но если человек, оказался здесь раньше меня, значит и ехал быстрее. Такие участники едут «на результат», а не прогулку «лишь бы финишировать». Тогда почему он едет без насоса, а я беру с собой инструменты и насос? Я всё понимаю, велосипедное братство, и всё такое… но это же гонка!!! Пора завязывать с этим…
Изотоник в бутылке кончился, пью из гидратора, а у него внезапно выскакивает трубка. Что же это, дежавю, какое-то. Делаю короткую остановку, возвращаю трубку на место. Держится, работает, есть! Чуть ускоряюсь, чтобы догнать Сергея. Снова едем вместе. Ещё через несколько километров на обочинах стали появляться люди, которые возились с трансмиссией. Буквально пачками. Не прошло и пары минут, как у меня слетела цепь. Останавливаюсь, ловким, привычным движением накидываю её обратно. Прыгаю «на коня», поворот педалями – брык – цепь снова слетела. Возвращаю цепь, кручу педали рукой – хоп – цепь слетает. Вдох-выдох, смотрю внимательно, а цепь лежит на зубьях передней звезды! То есть, она настолько забилась грязью, что зубья не встают в неё. Руками пытаюсь убрать грязь, но она густая, липкая, жирная вперемешку с крупным песком и камешками. Мимо проезжает земляк, который стоял на обочине чуть раньше. Спрашиваю, "чем почистил цепь"? Отвечает – "палкой!" Как на зло, рядом нет ни одной лужи, только грязь. Продолжаю чистить грязь, соображаю, что делать. Задним переключателем выставляю цепь «в линию», чтобы не было перекоса, кое-как ставлю цепь, трогаюсь. Цепь не спадает, и под усилием, звезда начинает продавливать грязь через цепь. При этом ощутимо дёргая и отдавая в ноги. Сбавляю обороты, чтобы не порвать цепь. Возиться с порванной цепью и выжимкой в такой грязи, нет ни какого желания. Цепь как-то прочистилась, и реже «стреляет», двигаюсь, наращиваю темп. Переключаю пару скоростей, бам – цепь слетела. Возвращаю предыдущую передачу, и цепь на место. Не помню, сколько раз слетела цепь, чтобы мне стало понятно, что переключаться категорически нельзя, иначе не доехать. В небольшой подъём, который никогда не вызывал проблем я спешиваюсь и иду пешком. Заехать не позволяет передача. Грязевое месиво, и серьёзная колейность. Один из участников заехал до середины, и смачно упал набок в грязь. Видимо не успел выстегнуть ногу из педали. Встаёт самостоятельно, «в грязь, зато мягко» - думаю я, проходя мимо)) Наверху подъёма возвращаюсь в седло, можно ехать. Со спуска грязь немного отлетела, и осмелев я начинаю пользоваться переключателем плюс-минус одна передача доступны, итого 3 из 11. Ну, хоть так. Тут приходит осознание, что гонка закончена. Ни о каком личном рекорде, речь уже не идёт. Главное доехать в принципе, на целом велосипеде – челлендж, а не гонка. Еду с мыслью добраться до ручья, где точно можно помыть трансмиссию. Проезжаю мимо пары хороших луж на обочине, но решаю не останавливаться – ручей в данный момент мини-цель и мотивация.
А вот и конец гравия, поворот на «картофельное поле», точнее на грунтовую дорогу вдоль него. Вижу следы! Народ едет, отлично! Как оказалось, проехал я не далеко. Через километр земля налипла на колёса, в таком количестве, что колёса не смогли крутиться. Во всяком случае, было не разумно тратить на это силы. Рядом уже стояли «счастливчики» и чистили палками колёса. Я же, относительно быстро оторвал спрессованную грязь руками! Далее старался ехать по краю, но это не помогло, ещё через километр, вторя остановка – очистка колёс, и вот она, полевая дорога, которую не пахал трактор! Набираю скорость, грязь летит от колёс во все стороны. Обгоняю двух парней, «Ты что, почистился что-ли!?». С улыбкой до ушей отвечаю «Ага!!!», и ещё давлю на педали. При этом у меня от колёс отлетают два куска земли, размером с подошву от сапога, и весело летят выше моей головы, куда-то вперёд ))) А вот и ручей, на котором, несколько человек уже моют велосипеды. Присоединяюсь – моя идея не оригинальна сегодня! К отмывке трансмиссии подошёл основательно, и потратил около 20 минут времени! Уж очень жаль было технику! Понимал, что еду без рекорда, и вся жесть уже позади, куда торопиться??? Заодно снял лишнюю одежду, где-то на гравии дождь кончился, одежда просохла, и стало жарковато. Уже +13 С.
Асфальт II
Выезжаю на асфальт, ем гель, пью изотоник, и перехожу на марафонский пульс. На спуске, оставшаяся грязь, снова летит во все стороны. Время потрачено не зря, все 11 скоростей снова доступны! Радует сухой асфальт и… ветер в спину! Из прогноза, о ветре я знал за ранее – это редкая удача, обычно ветер здесь встречный! Все, кто был близок по силам, уехали далеко вперёд, не задерживаясь на ручье. Остальных же я просто «прошивал». Один раз попался «конкурент», который даже попытался отъехать от меня. Не понятно зачем, но долго он такой темп не смог держать, и я спокойно уехал вперёд. А дальше, без особых событий, и без единой остановки я доехал до самого Емельяново. В финишную гору добавил, на сколько было сил. Поставил личный рекорд, на подъёме, и на всём 31 км отрезке (быстрее прошлого года на 10 минут).
Финиш – 5ч 07 минут. Медленнее прошлого года на 1 час! Из которых 40 минут остановок. Для сравнения, по статистике среднее время 5 ч 40 мин, медианное: 5 ч 33 мин. Среднее время участников о многом говорит, даже в 30 градусную жару все ехали быстрее. В этот раз, я 168ой из 438, а 42 не доехавших человека подтверждают суровость условий.
Конечно, награждение я пропустил, и «в призы» не попал. Второпях разбираю велосипед, и иду есть заслуженную порцию гречки. Которая возвращает часть сил, и мысли в позитивное русло. К сожалению, попутчики сильно торопят со сборами и отбытием, и я опять забываю про Экспо. Спешно выезжаем в обратный путь. Челлендж «доехать» выполнен, но настроение смазано, да и ощущения спортивного праздника нет.
Вот такой вышел, мой пятый Веломарафон Красспорт.
P.S. Долго думал, писать ли отчёт вообще. Не очень позитивно вышло, но «из песни слов не выкинешь». На марафоне, испытание получилось не тела, а силы духа и прочности велосипеда. И вот, велосипед, после таких испытаний, очень жалко. А настроение, лечится множеством спортивных и не только событий!