Найти тему
Автомобили и люди

Тот самый «Шишига»

В славянской мифологии шишигами принято называть всякую мелкую нечисть: леших, бесов, лесных чертей. Вот такое своеобразное прозвище получил в народе полноприводный грузовой автомобиль, созданный по заказу Министерства Обороны СССР и выпускавшийся на Горьковском Автомобильном Заводе под маркой ГАЗ-66. Эту удивительную машину ценили за высокую подвижность и проходимость. Первые «Шишиги» сошли с конвейера в 1964 году. На тот момент у советского грузовика фактически не было конкурентов. Разве что гораздо более дорогой немецкий «Унимог».

Военные, выступавшие в роли основного заказчика, сформировали сложно выполнимое, по мнению некоторых специалистов, техническое задание. Они требовали, чтобы грузовой автомобиль:

  • Был компактным. Предполагалось, что в грузовой отсек вертолёта Ми-6 должно входить сразу две машины.
  • Обладал хорошей проходимостью и был способен передвигаться по снегу и песку, каменистой или заболоченной местности, и при этом развивал довольно высокую по тем временам максимальную скорость – не менее 85 км/час.
  • Простым в обслуживании. При эксплуатации техники в армии не всегда удаётся создать условия для квалифицированного ремонта.

Грузоподъёмность будущего ГАЗ-66 должна была достигать 2000 кг. Было выдвинуто и ещё одно, весьма своеобразное условие. Представители МО хотели, чтобы водительское место спроектировали не слишком удобным. Подобным образом хотели избежать случаев, когда водители засыпали за рулём во время длительных маршей, что частенько приводило к ДТП.

Некоторые специалисты полагали требования завышенными, но приказы партии не обсуждались. Ответственными за разработку проекта назначили:

  • Главного конструктора А. Д. Просвирина.
  • Ведущего конструктора Р. Г. Заворотного.
  • Дизайнеров Л. М. Еремеева и Б. Б. Лебедева.

Возглавляемый этими людьми творческий коллектив успешно справился с поставленными задачами.

Стремясь уменьшить габариты автомобиля, проектировщики остановили выбор на бескапотной компоновке, разместив кабину непосредственно над передней осью. В результате длина серийного ГАЗ-66 без лебёдки составила 5655 мм, ширина – 2342 мм и высота – 2440 мм. Общую компоновку грузовика можно увидеть на размещённой ниже схеме.

-2

Чтобы достичь высокой максимальной скорости и снизить массу автомобиля, инженеры отказались от трёхосного шасси в пользу двухосного, оборудованного системой полного привода, состоявшей из:

  • Двухступенчатой раздаточной коробки.
  • Постоянно подключённого заднего моста.
  • Отключаемого переднего моста.

Мосты спроектировали неразрезными, оснастив их самоблокирующимися дифференциалами кулачкового типа. За счёт установки шин большого диаметра и коротких свесов удалось обеспечить отличную геометрическую проходимость. Подробно изучить устройство ГАЗ-66 можно, изучив рисунки №1, 2, 3 и 4.

Рис.1
Рис.1
Рис.2
Рис.2
Рис.3
Рис.3
Рис.4
Рис.4

В качестве силового агрегата был выбран двигатель ЗМЗ-513, представлявший собой дальнейшее развитие мотора ЗМЗ-53. Внесённые в конструкцию изменения позволили:

  • Благодаря установке более совершенного карбюратора К-135 увеличить мощность до 125 л. с. Это было необходимо для достижения заданной скорости.
  • За счёт перекомпоновки навесного оборудования уменьшить габариты движка, что позволило втиснуть солидных размеров V-образную восьмёрку в тесный мотоотсек бескапотной кабины.

Ознакомиться с общим устройством двигателя ЗМЗ-513 можно, изучив рисунки №5 и 6.

Рис.5
Рис.5
Рис.6
Рис.6

С момента начала работ до постановки автомобиля на производство прошло восемь лет. Не всё шло гладко. Во время испытаний нескольких последовательно появившихся опытных образцов обнаружились недостатки, вынудившие конструкторов отказаться от некоторых технических решений, казавшихся перспективными. Время шло, и представители заказчика уже проявляли нетерпение. Однако в итоге всё закончилось благополучно и, после подписания соответствующих документов, начался выпуск новой модели.

Изначально ГАЗ-66 выпускался в двух модификациях. ГАЗ-66-01 – без лебёдки, и ГАЗ-66-02, с лебёдкой, размещённой в районе переднего бампера. Были и другие мелкие отличия. Оба варианта, поступив в войска, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Шасси грузовика использовали для самых разных целей. Кроме обычной грузовой платформы на него устанавливали кунги с разного рода оборудованием.

-9

На агрегатах «Шишиги» создали боевую машину БМ-21В с реактивной системой залпового огня «Град», а со временем, по желанию руководства ВДВ, создали авиадесантируемую версию грузовика.

Автомобиль получился удачным. Обладавший высокой подвижностью и энерговооружённостью, ГАЗ-66 хорошо чувствовал себя на просёлках средней полосы России и каменистых горных дорогах, мог передвигаться по заболоченной местности и форсировать броды глубиной до одного метра. Правда, из-за короткой колёсной базы на льду «Шишига» становился неустойчивым, мог легко уйти в занос, и управлять им приходилось с осторожностью. В какой-то мере его можно сравнить с лёгкой кавалерией, пусть и не способной перевозить значительное количество грузов, зато очень мобильной.

Впрочем, кабина, как и требовал заказчик, не радовала водителей комфортом. Людям большого роста сидеть в ней было тесно. Чтобы дотянуться до неудобно размещённого рычага переключения передач, приходилось выворачивать плечо. А ещё через крышку капота в салон нередко просачивались выхлопные газы.

Во время войны Афганистане двухтонный грузовик приспособили для сопровождения армейских колонн. Ему в кузов кидали ЗСУ-23-2. Спаренный зенитный автомат со скорострельностью по 1000 выстрелов из каждого ствола, использовали для уничтожения обустроенных в горах огневых точек противника.

Однако именно на дорогах Афгана выявился серьёзный недостаток «Шишиги». При подрыве на мине машина практически гарантировано убивала водителя. Сидение, размещённое прямо над передней осью, играло роль подкидной доски. Человек подлетал вверх и ломал шейные позвонки о низкий потолок кабины. Эта особенность вынудила разработчиков отказаться от бескапотной компоновки при проектировании более современной модели ГАЗ-3308, создававшейся на замену ГАЗ-66.

«Шишига» выпускался до 1999 года. В общей сложности изготовили свыше 966 тыс. машин, из которых свыше 45 тыс. поставили за рубеж, в основном в социалистические страны. Это к сведению тех, кто рассказывает, что СССР выпускал одни галоши.

-10

Время течёт неумолимо, и когда-нибудь «Шишигу», вписавшего славные страницы в историю советского автопрома, можно будет увидеть разве что в коллекциях любителей ретроавтомобилей. Но пока многие автомобили и сегодня остаются на ходу. Автомобилисты любят их за надёжность, хорошую проходимость и ремонтопригодность. Ведь для того чтобы устранить неисправности, совсем не обязательно отправляться на станцию техобслуживания. Если руки растут из положенного места, большинство работ по обслуживанию и ремонту ГАЗ-66 можно выполнить самостоятельно.

Разумеется, бензиновый движок, по современным меркам, уже не соответствует экологическим нормам и расходует слишком много топлива. На Горьковском Автомобильном Заводе это понимали, и в 1993 году освоили выпуск модификаций с дизельными двигателями ГАЗ-542, ГАЗ-544 и ГАЗ-5441. Но таких машин было произведено немного. Тем не менее, если вам нужен небольшой грузовик, обладающий хорошей проходимостью, поищите «Шишигу» на вторичном рынке. В краю, где асфальтированные дороги в дефиците, такая техника пригодится.