Продолжаем обсуждать показатели нервно-психического развития ребёнка. И сегодня мы поэтапно рассмотрим возрастной период от 1 года до 3 лет и узнаем, что должен уметь малыш в это время.
К 1 году 3 месяцам – 1 году 4 месяцам:
- стремительно увеличивает запас понимаемых слов;
- легко подражает часто слышимым простым словам;
- сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами;
- воспроизводит в игре ранее разученные действия;
- ходит, не присаживаясь длительно, меняя положение тела (наклоняется, приседает, поворачивается, пятится назад и так далее);
- самостоятельно ест густую пищу.
К 1 году 6 месяцам:
- понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, которые часто повторяются;
- понимает изображения предметов и действий;
- обобщает предметы по существенным признакам и понимаемой речи (например, находит два одинаковых предмета, два внешне различных предмета, предмет по слову взрослого);
- пользуется словом в момент наиболее сильной заинтересованности;
- знает и различает формы шар, куб;
- знает и различает величину предмета: большой, маленький;
- отображает в игре отдельные часто отображаемые действия (например, причесывает куклу, кормит куклу);
- перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом;
- самостоятельно ест любую пищу (густую, жидкую).
К 1 году 8 месяцам:
- понимает рассказ о событиях, которые были в опыте ребёнка;
- понимает несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?»;
- легко повторяет слова и фразы;
- во время игры обозначает свои действия словами, употребляя при этом двухсловные предложения;
- ориентируется в трёх формах: шар, кирпичик, кубик;
- ориентируется в трёх величинах: большой, маленький, средний;
- ходит по поверхности, ограниченной в ширину (до 50-20 см) и приподнятой от пола (15-20 см);
- частично раздевается (снимает шапку, ботинки, брючки).
К 2 годам:
- понимает несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делают?»;
- обобщает предметы по существенным признакам в активной речи (называет однородные предметы, внешне различные);
- строит фразу из двух-трех слов, речь становится средством общения со взрослыми;
- словарный состав составляет 200 слов;
- подбирает по образцу предметы, отличая от других сходных по форме (например, шар к шару, отличая его от яйца);
- в своей деятельности ориентируется в трех-четырех величинах предметов (с разницей в 2 см);
- подбирает по образцу и по инструкции взрослого четыре цвета – красный, желтый, синий, зеленый;
- в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);
- перешагивает через препятствия чередующимся шагом (брусочки, кубики);
- входит на высоту 15-20 см и сходит с неё (ящик, стульчик);
- контролирует свои физиологические отправления, пользуется горшком;
- ест довольно аккуратно;
- частично одевается.
К 2,5 года:
- говорит многословными предложениями;
- подбирает к образцу разнообразные предметы четырёх цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
- игра носит сюжетный характер, ребёнок отражает взаимосвязь и последовательность действий;
- самостоятельно делает простые постройки и называет их;
- полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
- перешагивает через препятствия (палочку, брусочек), лежащие на полу;
- перешагивает через палку или ветку;
- ест аккуратно.
К 3 годам:
- начинает употреблять сложные предложения;
- словарный запас 1000 слов;
- появляются элементы ролевой игры;
- появляются сюжетные постройки;
- называет четыре основных цвета и геометрические фигуры;
- сформированы обобщающие понятия по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда» и так далее;
- одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого;
- пользуется салфеткой по мере надобности.
Читать предыдущую статью: "Что должен уметь ребёнок от 3 месяцев до 1 года? Поэтапное описание каждого периода" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.