Найти тему
autumn

НЕ ТОЛЬКО СЛОВОМ, НО И ДЕЛОМ?

Я долго думала, писать ли вообще, о Маргарите Грачевой и о вердикте, вынесенном ЕСПЧ. Но, раз уж мы здесь обсуждаем феминизм, который, в том числе, борется и с домашним насилием, то решила написать, чтобы мы обсудили проблему в комментариях.

Сразу хочу сказать вот о чем: я испытываю чувство удовлетворения от того, что преступник наказан и отбывает срок, и я рада, что у Маргариты Грачевой все хорошо и со здоровьем, и с личной жизнью, и с карьерой. О Маргарите Грачевой определенно можно сказать, что это очень сильная и волевая женщина, сумевшая пройти сложное испытание в своей жизни, не погрязнув в депрессии, чего не каждому человеку удается.

Что касается решения ЕСПЧ, то правильное оно или нет, я также не стану обсуждать, так как я не юрист, хотя, на мой взгляд, это несколько странное решение и у меня есть смутные сомнения в абсолютной объективности суда. Но вердикт вынесен, и его, вероятно, будут исполнять, пусть и не сразу.

Но, учитывая, что ЕСПЧ пользуется, как я поняла, прецедентной практикой, то можно ожидать довольно большой поток аналогичных жалоб, так как у них, вероятно, после принятого вердикта будет высокий шанс положительного решения.

А при творческом подходе и хорошем воображении, можно расширить область применения данного прецедента, например, предъявить претензии к государству, если человек выпил и заснул с непогашенной сигаретой в руке, и в результате, хотя пожарная команда и приехала по вызову и потушила жилище, но человек получил ожоги и потерял часть имущества. А это значит, что служба пожарной охраны провела недостаточную работу по профилактике пожаров, возникающих вследствие действий нетрезвых курящих людей. Кстати, на этом основании можно принять закон, изолирующий курящих людей от алкогольных напитков, или нетрезвых людей от сигарет, ну, или на крайний случай усовершенствовать пожарные датчики, внедрив в них высокочувствительные сенсоры на алкоголь, которые при превышении нормы алкоголя в дыхании включал бы сирену и не давал бы нетрезвым курящим гражданам спать. Но это так, к слову. Вернемся к нашей теме.

Также я не стану обсуждать, справедливый ли приговор вынесли преступнику или нет, так как я не имею доступа к следственным и судебным материалам, а ориентируюсь на публикации в прессе и в Интернете, а на них явно полагаться нельзя, так как все они описывают одни и те же события по-разному. То ли Грачевы жили отдельно, то ли вместе, то ли Грачева поехала с мужем в лес добровольно, то ли он заставил ее силой, то ли были они в разводе, то ли собирались разводиться (по словам ее родных), то ли принял полицейский у Грачевой заявление об угрозах от мужа и провел ли какие-то действия, то ли не принял и не провел. Ну, а у меня для вынесения суждения достаточно ли жестко наказали этого участкового, не хватает осведомленности в этом деле, ни юридических знаний, ни знаний должностных обязанностей участкового. И мне кажется неэтичными выказывания самой Маргариты Грачевой по этому поводу и ее явное желание более жесткого наказания для полицейского. И вот именно это мне и хочется обсудить – то, как изменились этические нормы в нашем обществе, и что полезного общество может извлечь из этого инцидента.

Судя по статьям и форумам, посвященным обсуждению дела Грачевых, я вижу, что многие люди, как женщины, так и мужчины, видят в Маргарите Грачевой сильную личность и борца против домашнего насилия. С первым я согласна, а вот со вторым – нет. Да, пиар, на мой взгляд, проведен грамотно, кто-то очень умный руководит им, даже, несколько эротические фото, найденные в сети, при всей своей неоднозначности, вполне служат заявленной цели, заключающейся в том, что даже такие ужасные события, которые произошли с женщиной, не уменьшают ее сексуальной привлекательности. Это вселяет надежду во многих женщин, так или иначе пострадавших от насилия и потерявших веру в себя, и это обществу нужно и для него полезно. То же, вероятно, можно сказать и о написанных Маргаритой Грачевой книгах. Хотя для меня это кажется не однозначным. Ради чего женщина, пережившая «кошмар ужасный», да еще и от близкого мужчины, отца ее детей, растравливает собственные свежие раны, вспоминает каждое событие того страшного дня? Зачем все переживать заново? Неужели ей не тяжело к этому возвращаться? И кому захочется такую книгу читать и зачем?

Где-то, год назад мне попалась реклама одной книги, издаваемой у нас в России в переводе, и описывающей цунами 2004 года, приведшее к огромным разрушениям и жертвам на побережье Индийского океана некоторых южно-азиатских стран; там же был приведен текст первой главы книги. Автор той книги, англичанка шриланкийского происхождения, потеряла в той катастрофе всю свою семью: родителей, мужа и двух детей. В напечатанной на сайте главе она, шаг за шагом, описывает все свои впечатления, действия и чувства; в том числе, и то, как осознав угрозу от необычного явления, наблюдаемого ей из окон своего номера в отеле, она крикнула о наступающей катастрофе мужу и, схватив за руки детей, бросилась бежать и даже не постучала по пути в номер к родителям, так как осознавала, что задержка может стоить жизни ее семье. Тогда, к счастью, автору, мужу и детям повезло: отъезжавший от отеля джип притормозил, чтобы подобрать их, но вода догнала их в дороге…

Прочитав эту главу, я тогда тоже не могла понять, что движет этой женщиной, когда она подробно разбирает весь этот случившийся с ней кошмар. И как она справляется с чувством вины, что не предупредила родителей. Бывают же у некоторых женщин железные нервы и невероятная выдержка!

Но это там, у них, на Западе, где правят деньги… но похоже теперь дошло и до нас. С приходом в наш повседневный быт Интернета и соцсетей, с помощью специальных технологий стало легко и просто создавать любой имидж любому человеку. И даже реальных действий от этого человека особо не требуется, чтобы прослыть первопроходцем и борцом за те или иные права.

Я искренне желаю Маргарите Грачевой успехов и счастья, я надеюсь, что сумма в 370 000 Евро (примерно 31 млн. руб. по нынешнему курсу) будет ей выплачена и пойдет, как она и рассчитывает, на ее реабилитацию и обновление ее протеза, так как по ее словам, выплат по инвалидности и как многодетной матери, и небольшой зарплаты ей на это не хватает. Я также надеюсь, что за первыми женщинами – жертвами домашнего насилия, последуют другие, и всем им государство в лице налогоплательщиков выплатит все присужденные им суммы.

Но самое главное, я надеюсь, что среди этих борцов за права, найдется, хотя одна женщина, кто пожертвует часть средств для того, чтобы реально помочь жертвам домашнего насилия не словами, книгами, эротическими фото и участием в телепередачах, а реальными деньгами и реальными делами. Раз уж они взялись бороться за права жертв домашнего насилия, то неплохо было бы не ограничивать себя в методах. У них, на Западе, это принято. А как у нас?

А что об этом думаете вы?