Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

“Чудо Бранденбургского дома”: что помогло Пруссии избежать поражения в Семилетней войне?

Семилетняя война (1756-1763) оказалась “проверкой на прочность” для многих европейских держав, чему был посвящён предыдущий рассказ о начале военных действий. Французская армия, некогда считавшаяся сильнейшей в Европе, сразу же была разгромлена пруссаками. Австрийские войска сумели достойно проявить себя, заставив прусского короля Фридриха II снять осаду Праги. А вот Россия оказалась в непростом положении.

После отстранения от должности фельдмаршала Апраксина командование было передано Виллиму Фермору. Под его началом русские заняли Восточную Пруссию, не встретив значительного сопротивления. В дальнейшем произошло немало успешных сражений, но немецкая историография сохранила понятие о “чуде Бранденбургского дома”. Во время Семилетней войны оно происходило дважды. В чём же крылся парадокс этого противостояния, и о каких “чудесах” идёт речь?

Битва, ставшая резнёй

В 1758 году Семилетняя война начинала разгораться в полную силу, причём невозможно было предсказать её исход. Одним из самых непредсказуемых и странных противостояний стало сражение при Цорндорфе. Произошло оно 14 (25) августа 1758 года. Главными противниками этого боя оказались Пруссия и Россия. Ситуацию усложняло то, что у противостоящих сторон были практически равные силы (наблюдался лишь незначительный перевес в сторону русских).

Очевидцы рассказывали, что битва оказалась непредсказуемой и крайне жестокой. И если начало Цорндорфского сражения соответствовало военным “канонам”, то по окончанию схватка превратилась в кровопролитную резню, устроенную обеими сторонами. Согласно подсчётам, русская армия потеряла 16 тысяч человек, прусское войско - 11 тысяч. Несмотря на такие внушительные цифры, бой при Цорндорфе не позволил выделить преимущество одного из противников.

Разгром Пруссии при Кунерсдорфе

Но через год, в августе 1759 года, происходит сражение при Кунерсдорфе. Эта битва стала одним из решающих противостояний Семилетней войны. Во время неё столкнулись главные силы враждующих сторон - Пруссии и её противников - России и Австрии. Прусская армия была разгромлена. Как признавался сам король Фридрих:

“По правде говоря, я верю в то, что всё потеряно. Гибели моего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда”.

Некоторые историки связывают столь яркий успех со сменой командующего русской армией - в мае 1759 года им был назначен Пётр Салтыков, человек немолодой, но опытный и решительный. Казалось бы, победа при Кунерсдорфе действительно знаменовала конец Пруссии. Но уже через несколько дней после своего разгрома прусский монарх узнал, что русские отправились не к Берлину (где должны были нанести последний удар), а в ином направлении - к Котбусу. Именно тогда Фридрих воодушевлённо пишет брату:

“Я возвещаю Вам о чуде Бранденбургского дома. В то время, когда враг, перейдя Одер, мог решиться на вторую битву и закончить войну, он ушёл в направлении Мюльрозе и Либерозе”.

С чем же было связано такое поведение противника Пруссии? Проблема крылась в раздорах, происходивших между союзниками. И хотя Пруссии противостояли весьма могущественные державы, между ними не было согласия. Вместо того, чтобы закрепить успех Кунерсдорфского сражения и взять Берлин, правители начали обвинять друг друга в нарушении обязательств. В итоге вынуждены были увести свои войска от заветной цели, дав второй шанс Фридриху.

Александр Коцебу «Кунерсдорфское сражение» / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Коцебу «Кунерсдорфское сражение» / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Второе “чудо Бранденбургского дома”

Несмотря на неожиданный поворот судьбы, действия Фридриха II приносили ему лишь незначительные успехи, которые не могли повлиять на ход войны. Пруссия, потерявшая большую часть своих солдат, вынуждена была отступать под натиском союзников. Одна за другой следуют победы России, Франции и Австрии. Я уверена, что к тому времени (1761-1762 годы) мало кто в Европе верил в то, что Пруссии удастся избежать поражения. Известно, что и сам король Фридрих уже подготавливал почву для мирных переговоров.

Но внезапно происходит второе “чудо Бранденбургского дома” - умирает императрица Всероссийская Елизавета Петровна. На престол восходит её племянник Пётр III, который часто заявлял, что является ярым сторонником политики и поклонником прусского короля. С Фридрихом он заключает Петербургский мир (1762), который оказался очень выгоден монарху и привёл в будущем к гибели самого Петра III.

-3

По решению нового императора Россия отказалась от всех земель, занятых в ходе Семилетней войны. Для Пруссии это действительно было настоящее “чудо”. Но такая политика Петра III вызвала возмущение в армейских рядах. Правитель был отстранён от власти, за чем последовала его таинственная гибель.

Екатерина II, совершившая переворот, не стала возобновлять войну с Пруссией. Именно так король Фридрих сумел выстоять и продержаться в самые опасные моменты противостояния - на двух “чудесах Бранденбургского дома”. Подробнее о противостоянии России и Пруссии я расскажу в следующей своей статье.

Все статьи по теме: #мир истории_романовы

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))