Добрый день, уважаемые сограждане!
В моей программе есть разделы, посвященные модернизации экономики, кадровому вопросу и коррупции.
Чиновник объединяет эти три, взаимосвязанные между собой, раздела.
Эта статья - часть политической программы, в которой я публикую некоторые смысловые аспекты. В некоторых моментах будут предложены новации, которые кому-то покажутся слишком жесткими. В статье есть место эмоциям, по этой причине решил ее написать отдельно от программы (в полной версии все четко и конкретно).
Зададим себе банальный вопрос: почему у нас в стране вот так, как сейчас? Сразу напрашивается ответ, давно уже ставший мемом - во всем виноват Путин! Так вот, это далеко не так.
Вообще, по вопросу вины В.В. Путина будет написана другая статья, чтобы не загружать эту. Скажу лишь только, что руководитель страны, так же как и руководитель любого муниципального образования, сталкивается с человеком. А человек, он же творец! Вот вам живой пример: вчера мне позвонила глава нашего сельского поселения и попросила помощи в следующей ситуации. Она дала распоряжение слесарю (к слову, у нас вся администрация поселковая состоит из главы, бухгалтера, специалиста и двух слесарей). Так вот, она дала письменное распоряжение, указав, что надо снять текущую на 2-м этаже батарею и заглушить, т.к. новой батареи нет и денег на нее тоже нет. Что же слесарь? Он срезал абсолютно «здоровую» батарею на 1 этаже и сдал ее на металлолом. Все это выяснилось через 2 дня после обхода, после чего она позвонила мне и попросила помочь с новой батареей. Вот вам простой пример, которых- миллионы! А вы говорите, что можно управлять страной в ручном режиме, что во всем виноват президент.
У нас в стране ситуация настолько катастрофична, что управление возможно только в случае оцифровки и роботизации, исключающих саму возможность воровать и не выполнять поручения. Иными словами - необходимо взаимодействие с искусственным интеллектом в области администрирования. Говорю вам, как руководитель с двадцатичетырехлетним опытом, через которого прошло несколько тысяч сотрудников - везде существует человеческий фактор. С ним бороться можно только кардинально, заставив работать закон и сделав неизбежной неотвратимость исполнения наказания. Для этого нам в помощь современные технологии.
Вопрос: почему этого не внедрили раньше? Ответ очевиден и прост - зачем запускать систему, которая завтра же тебя заставит работать и не даст возможности воровать? Это то же самое, что добровольно посадить себя в тюрьму. Отсюда приходит понимание, что без этой системы мы никуда не двинемся. По этому моменту потом отдельно напишу свои прогнозы и алгоритм выхода из данной ситуации.
Но продолжим.
Так кто же такой чиновник?
Есть чиновники силовых структур: генеральный прокурор, глава ФСБ, МВД, и т.д.; есть чиновники министерств: министры, заместители; есть чиновники глав регионов: губернаторы, мэры городов. Основную массу составляют чиновники нижнего звена, а также административные работники (которых мы, в данном случае, отнесем к чиновникам, как в совокупности единого целого- «бюджетники одной команды», такие, как начальник юридического отдела, советники и т.д.). В группу чиновников также входят таможенники, налоговые инспекторы, сотрудники службы судебных приставов и т.д. То есть это миллионы наших сограждан. Так подумать, у нас каждый пятый- чиновник.
Алгоритм работы «слуг народа» довольно прост. Весь коллектив любой, даже маленькой, поселковой администрации выполняет распоряжения руководства сверху, т.е. главы города; тот, в свою очередь, выполняет распоряжения губернатора, ну и т.д. По факту же происходит следующее: каждый начальник на месте делает то, что хочет, стараясь при этом, чтобы никто не узнал. Потому что делает он это в своих интересах, понимая, что глава региона не будет разбираться и не сможет проконтролировать сотню глав местных муниципальных образований (при том, что у нас по законодательству органы местного самоуправления юридически являются независимыми). Вот вам, пожалуйста, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Ст.34 п. 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Ст. 34п4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.
Так вот, губернатор обычно дает команду: вы там работайте. Чтоб меня никто не дергал из ваших поселений, чтобы было все тихо и красиво. А будете дергать, или мне на вас будут жаловаться - я вас поменяю (есть разные методы и схемы смены глав муниципальных образований).
Что же в этой ситуации делать главе местной администрации - ему дали свободу, но не дали денег? И при этом еще просят откаты и т.д. И вот уже глава районной администрации начинает нагружать глав поселковых администраций теми же вопросами, которыми его озадачил губернатор. И чтоб никто никого не напрягал, и денег еще приносили. Конечно, большинство глав хотят еще и заработать, пусть даже не для себя, а для своего поселка, т.к. бюджетные деньги уже разворованы на госконтрактах и национальных проектах. Они начинают привлекать предпринимателей и просьбами, угрозами, внушением делают свою работу по благоустройству или личному обогащению. Сюда же, в эту связку взаимоотношений, добавляются правоохранительные органы, инспекции и т.д. Вот так всё и работает. Опять вопрос: при чем тут президент? Всех уволить и посадить? А кто тогда будет работать?
Теперь подходим к основному моменту. Тут приходят на память слова И.В. Сталина, суть которых в том, что невозможно всех чиновников пересажать, так как им на смену придут такие же новые, но можно сделать так, что их деятельность будет порицаема обществом и не будет возможности использовать неправомерное обогащение (я бы к этому добавил, что будет неотвратимость наказания). Но это были 20-е года 20 века. С того момента прошло 100 лет.
Существующие сейчас современные технологии позволяют сделать деятельность чиновников прозрачной, а неотвратимость наказания неизбежной. Вопрос упирается в решение сверху. Но т.к. это решение коснется всех государственных служащих, то его притормаживают. Потому что там все друзья и товарищи. Путин не специалист в области высоких технологий. Ему, вероятно рассказывают, что такую систему придется создавать лет эдак 10-20, что существуют большие сложности, опасности и т.д. Предположим, что он этого не знает. Так вот, я ответственно заявляю, что на создание этой системы потребуется 1 год, еще года 3 на внедрение и года 2 на коррекцию. В итоге, через 5 лет мы сможем полностью получить цифровое администрирование. Для примера, у нас система «Госуслуги» создается уже 13 лет!!! Это же дикая ситуация! Я длительное время работаю с IT-технологиями и знаю, что даже более сложные продукты создаются за несколько месяцев. Видимо, кому-то очень надо, чтобы «Госуслуги» создавались столь долго (и это при том, что они до сих пор имеют небогатый функционал). Разумеется, всем ворам нужны наличные деньги и теневая экономика, т.к. если все оцифровать и подключить искусственный интеллект для контроля процессов, то воровство будет пресекаться на начальном этапе.
Сам я считаю, что В.В. Путин сохранил страну, направив кадровый ресурс на оборонку, экономику и т.д. Так же имею понимание того, что были некие договоренности о допуске частного бизнеса к недрам и ресурсам, к государственным комплексам. В противном случае, без договорённости, невозможно было бы остановить процессы саморазрушения экономики и производственного комплекса. Но статья не об этом, разберем эти моменты позже.
Итак, мы пришли к первому выводу, из которого следует, что от главы государства не зависит ситуация на местах. Это зависит именно от тех, кто на них находится и какие имеет жизненные приоритеты: свой карман или благо жителей.
Второй вывод- только цифровые технологии смогут изменить ситуацию. Ну и, разумеется, сверху должна пойти команда о запуске процесса создания программного обеспечения.
Хотел бы «разделить» чиновника на несколько составляющих, которые влияют на его деятельность:
- Профессиональные знания;
- Профессиональный опыт и компетентность;
- Морально-личностные аспекты;
- Физическое здоровье;
- Материальные стимулы;
- Наличие бизнес-интересов;
- Свобода в принятии решения;
- Заинтересованность в результате.
Далее каждый из пунктов будет рассмотрен подробней, указаны ошибки и места, которые можно скорректировать оперативно; какие моменты не требуют цифровых технологий, а только волевого решения. Даже небольшое позитивное движение в области изменения некоторых аспектов деятельности чиновника приведет, в совокупности, к позитивной динамике экономических процессов, следствием которых станет увеличение благосостояния граждан. И, что немаловажно, изменится само отношение к чиновнику. Он получит народную поддержку и стимул к реализации поставленных государством и народом целей и задач.
Статья написана 20.12.2021г А.С. Харламовым.
Продолжение будет опубликовано позже.