Человек - существо адаптивное и выносливое. Ко многому привыкает. Но не сразу, постепенно. Тяга к удобной, комфортной, сытой жизни есть у каждого из нас. Но всего должно быть в меру. Золотые унитазы - это уже перебор. И кому, как не советскому человеку, это понимать.
Александр Ширвиндт вспоминает те годы, когда нужно было вставать в очередь на машину, "Жигули". В одной очереди - сплошь известные фамилии: Миронов, Державин, Эльдар Рязанов и Зиновий Гердт.
Приезжать "отмечаться" нужно было в Тушино. Мороз, снег лежит, люди жгут костры, чтобы не мерзнуть. А если не приедешь на перекличку, тебя могут из очереди вычеркнуть навсегда.
Зимой 1943 года Гердт получил ранение в ногу, он избежал ампутации, но нога укоротилась на 8 сантиметров, вследствие чего артист хромал. Коллеги его жалели, часто приезжали на отметку без него. Ездить приходилось месяцами.
Гердт как-то пошутил от усталости:
Я догадался. Это не очередь на Жигули, это перепись евреев.
Представьте, молодые поколения, с каким трудом советские граждане обустраивали свой быт. И, как говорится, что тяжелее дается, дороже ценится.
А теперь есть те, у кого денег куры не клюют. Ширвиндт уверен: психология народа была абсолютно не готова к богатству. Не у тех, кто им обладал, ни у тех, перед чьими носами стали плавать яхты и возводиться небоскребы.
У нуворишей всё — понты. - говорит Ширвиндт.
Понты — особняки: построят и не знают, что делать на четвёртом этаже.
Один мой знакомый, чуть моложе меня, но уже с четырьмя инфарктами и одышкой, построил дом, шесть лет в нём живёт и никогда не был на втором этаже — не может подняться. А у него их четыре. Потому что другой сосед построил трёхэтажный дом — значит, этому нужно еще выше.
Артист уверен: деньги нужно тратить с умом. А не умеешь - тогда хотя бы не швырять их феерично в форточку.
Он признается, что у него нет тяги к роскоши. И отдыхать он предпочитает исключительно в России.
"Только под нашим небом и желательно в уединении. Пусть комары летают, а вот от людей быстро устаешь".
Несколько лет назад актера все же уговорили посмотреть заграницу и он отправился в Черногорию. Впечатления? Аккуратно, чисто, но без души. Был в Швеции. Тоже без восторга. Скучно. С тех пор мой отдых - только под нашим отечественным кустом - смеется Александр Анатольевич.
Вспоминает Ширвиндт один случай, когда он хотел выглядеть лучше, но вышел курьез. Знаменитый голливудский актер Роберт Де Ниро в первый раз посетил Москву, дело было еще при Союзе. Андрей Миронов благоговел перед заморской знаменитостью, жаждал знакомства и личной встречи.
Он уговорил куратора, который занимался поездкой Де Ниро (это была супруга Михаила Казакова), привезти иностранца к нему на дачу. На дачу из любопытства приехал Игорь Кваша. Он, Миронов и сам Ширвиндт облачились в смокинги и бабочки в летнюю жару. А чтобы все было на высшем уровне!
Приезжает автомобиль, выходит из него Роберт Де Ниро - в растянутой футболке, потертых джинсах и шлепанцах на босу ногу. Увидел нас и его смех разобрал!
Когда мне говорят, что я одеваюсь немодно, я слушать об этом не хочу - улыбается Ширвиндт.
Проще нужно жить, проще!
Не пытаться никого удивлять и впечатлять. А уж шокировать - тем более. Деньги не несут за собой счастье, как таковое.
Как писал А.С.Пушкин в романе "Дубровский":
Богатство не доставит вам ни одной минуты счастия; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение.