В одной из своих прошлых статей, "В США планируют восстановить восемь советских реактивных истребителей МиГ-23", я упоминал о 4477-й испытательной эскадрилье ВВС США “Красные орлы” (4477 TES). Которая была создана для ознакомления американских летчиков с истребителями СССР времён холодной войны.
Летчики эскадрильи летали на советских самолетах и участвовали в учениях, имитируя воздушный бой. Точно неизвестно фактическое количество, типы самолетов, откуда они прибыли, и полная история программы.
По разным оценкам, в 1985 году ВВС США имели 26 МиГов, это МиГ-21 и МиГ-23, были и МиГ-17, но к тому времени они были выведены из эксплуатации. А к концу программы ВВС США имели в основном МиГ-21.
Как всё начиналось
В 1950-х годах в США были разработаны первые ракеты класса "воздух-воздух" (такие как AIM-4 Falcon, AIM-7 Sparrow III и AIM-9 Sidewinder), это означало окончание эпохи воздушных боёв на коротких дистанциях (в США и Англии их называют "собачьи бои"). Истребитель-перехватчик F4H Phantom II был первым самолетом спроектированным без пушки.
Подготовка летчиков Фантомов боям против истребителей противников с использованием ракет"воздух-воздух" была крайне скудной. К 1964 году в вооруженных силах США осталось мало лётчиков способных вести не только "собачьи", но и воздушные бои с использованием ракет.
Первые годы войны во Вьетнаме показали, что вера в ракеты была ужасно ошибочной. Примерно на каждые два сбитых северовьетнамских МИГ-17 или МиГ-21 приходился один F-4 Phantom II, F-105 Thunderchief или F-8 Crusader.
Процент истребителей США, потерянных в бою рос. Это означало, что экипажи американских истребителей имели лишь самые поверхностные знания о воздушном бое. В 1966 году 3% американских самолетов были потеряны из-за МиГов, в 1967 году этот показатель вырос до 8%, а за три первых месяца 1968 года до 22%.
Задуманный как самолет ПВО для ВМФ, а позже адаптированный как истребитель-бомбардировщик, Фантом был непригоден для ближнего боя с крутыми виражами. В отличие от более легкого МиГ-17, он был большим и тяжелым. При крутом повороте Фантом тягу и скорость, в то время как превосходная маневренность МиГ-17 позволяла ему приблизиться на расстояние стрельбы.
В рамках программ "HAVE DOUGHNUT" и "HAVE DRILL" в США появились первые МиГи. Их использовали для оценки характеристик, технических возможностей и боеспособности, сопоставляя с американскими истребителями.
К 1970 году программа учений была расширена, нескольким экипажам Фантомов ВМС была предоставлена возможность сразиться с МиГами на тренировках. Ни один пилот, участвовавший в проекте, не победил МиГ-17 в первом бою. Район их проведения был отмечен на картах красным цветом и стал называться "Красная площадь".
Идея более реалистичной программы подготовки была разработана полковником ВВС США Гейлом Пеком, ветераном войны во Вьетнаме. Пеком летал на Фантоме и был недоволен подготовкой летчиков-истребителей.
После войны он работал в Министерстве обороны, заручившись поддержкой генерала ВВС США Хойта С. Ванденберга, он запустил программу "Constant Peg" ("Постоянная привязка", названную в честь позывного Ванденберга "Constant", и его жены Peg.) В 1977 году, в рамках программы была создана 4477 TES.
Откуда МиГи в США
Попробуем разобраться откуда в Штатах появлялись советские истребители. Конечно же это не все пути приобретения и не все полученные самолеты. Я расскажу о тех, про которые стало известно после рассекречивания программ подобных "Constant Peg" в 2006 году.
В конце 1960-х годов несколько алжирских МиГ-21 были предоставлены Израилем, которые они получили в результате ошибки пилотов, когда они приземлились не на тот аэродром.
Тайные закупки рабочих МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21, были согласованы в конце 1960-х годов с Индонезией, которая купила их у Северной Кореи, Пакистана, Камбоджи и Израиля. ВВС США предложили 250 000 долларов за каждый самолет.
В начале 1970-х годов Индонезия продала десять МиГ-21Ф-13, один МиГ-21У и два польских штурмовика PZL-Mielec Lim-6. В середине 1970-х годов 16 американских истребителей Northrop F-5E/F Tiger II были доставлены в Индонезию в обмен на МиГ-21, которые позже оказались в 4477-й эскадрилье.
МиГи приобретали на свалках; доставляли с мест крушения; угоняли со складов, где они были оставлены или просто покупали. Есть информация, что источники ЦРУ в Польше и Румынии, поставляли запасные части для советских истребителей. Финляндия, Югославия и Индия оказывала помощь в техническом обслуживании МиГ-21.
Марокко продало несколько хранившихся у них МиГ-17, но ни они, ни Миг-19, которые испытали в рамках программы HAVE BOAT, не поступили в 4477-ю эскадрилью.
К концу 1970-х годов парк 4477-й эскадрильи обновился, там стали служить более поздние модели МиГ-21 и новые МиГ-23. Произошло это потому, что в середине 1970-х годов отношения между Египтом и СССР были разорваны. Но до этого Союз поставил в Египет несколько МиГ-23 и МиГ-21, а советские летчики научили египетских использованию их против израильских "Фантомов".
Египтяне обратились к компаниям Соединенных Штатов за запчастями для поддержки своих МиГ-21 и МиГ-23 и очень скоро была заключена сделка с ВВС США. По одним данным, в 1977 году президент Египта Анвар Садат продал 12 МиГ-23МС и один МиГ-23МЛД. По другой версии, был обмен советских самолетов на 36 американских истребителей F-4E Фантом 2.
В начале 1980-х годов самолеты были получены от Германии, которая продала двенадцать МиГ-23МЛ, два МиГ-23МЛРД, два Су-22М4 и один МиГ-29.
В 1987 году ВВС США купили 12 новых китайских Chengdu J-7 и так же использовали их в программе подготовки летчиков. Тогда же были выведены из эксплуатации оставшиеся Миг-21Ф-13, которые приобретались у Индонезии.
Деятельность 4477 TES привело к изменениям в тактике воздушного боя ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США. Знания, полученные в результате испытаний советских самолетов, дали старт авиационным учениям ВВС США "Red Flag" ("Красный флаг") и школы "TopGun" ("Топган") ВМС США.
Главная задача 4477-й эскадрильи состояла в том, чтобы обучить американских летчиков способам воздушных боёв с советскими МиГами. В течение только первого года её существования было совершено 1015 вылетов, 372 летчика ВВС и ВМФ прошли подготовку. Каждый учебный курс длился в среднем 7 дней и включал 5 учебных воздушных боев, три с МиГ-21 и два с МиГ-23.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!