Найти тему

Эмоции и чувства: отличаем, показываем в произведении

► «Любовь вспыхнула в нем, как пламя зажженной спички, но погасла тотчас, как только он увидел за ее спиной возмущенную Флер».
► «Завтра, уже завтра новость облетит мир! Глаза слипались, но Джон стучал по клавиатуре с упорством голодного дятла. Небывалая ответственность навалилась грузом на плечи и не давала передохну́ть».

Привет. Чувство или эмоция передается в примерах выше?
Пожалуй, из всех переживаний писатели чаще всего путают
эмоции и чувства.
Об отличиях написаны монографии, разобраться сложно. Я сделал для себя список отличий, поделюсь с вами.

-2

Как видите, некоторые признаки уже названы. Что же еще важно для передачи чувств и эмоций в произведении?

ЭМОЦИИ
Эмоции – это кратковременные переживания, появляющиеся «как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида». (Словарь).
То есть нужен раздражитель, провоцирующий эмоцию и последующие действия. Эмоция проявляется по-разному, зависит от характера, темперамента персонажа.

► Классифицировать эмоции трудно.
Выделяют семь базовых эмоций:
страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение, удивление.
Для себя можно выделить группы эмоций и чувств по разным основаниям и пользоваться словариком, все время его пополняя. Это поможет выбрать ту эмоцию, которая нужна.

Эмоция всегда полярна, то есть положительная или отрицательная.
А как же быть, скажете вы, с таким вот описанием:

«Олеся смотрела на Игоря, ей хотелось и залепить улыбающемуся нахалу пощечину, и погладить милую ямочку, проступившую почему-то только на одной щеке».
Противоречие сразу говорит нам о том, что девушка одновременно испытывает разные эмоции. Вот и все.

Эмоция несет определенную энергию, тот заряд, который далее объясняет поведение персонажа. Ученые выделяют:
– стенические переживания, они вызывают повышение любого рода активности;
– астенические переживания, которые вызывают любого рода пассивности.

Эмоции целостны, неотчуждаемы. Это значит, что они – часть всех психофизиологических процессов, потому и проявляются и на физиологическом уровне, на психическом, в поведении.
И когда пишешь сцену, эти три проявления предусматриваешь. И
не забываешь про фоны!

Например:

"Вот в такую пору и пошел я гулять по кладбищу. А что? Парень я смелый, ничего и никого не боюсь, во всякие ужасы, в сказки кладбищенские не верю.
Иду себе, помахиваю сорванной травинкой.
Все же, знаете, как-то жутковато стало. Черные силуэты деревьев обступают дорожки, тянутся ветвями, цепляются за одежду, чуть ли не рвут ее, под ноги суются старые корни, скрипят пошатнувшиеся кресты. По спине — холодок, словно идет кто сзади, подкрадывается, дышит в затылок. И озноб этот — уже и не холодок, а мороз по коже.
Потому и шарахнулся я в кусты, когда увидел впереди, на вросшей в землю чугунной скамье, две серые тени.
Выглянул осторожно: сидят, прижавшись, не шевелятся. В темноте белеют лица, а на них черные пятна глаз и губ.
Хотел я уже отступить в лес да убежать, как вдруг слышу дрожащий голосок — тихий-тихий, словно из-под земли:
— Дяденька, не уходите, дяденька…
И другой — такой же приглушенный, шипящий — вторит первому:
— Не уходите, пожалуйста. Мы заблудились. Проводите нас до ворот, если не трудно.
Жалобные такие голоса, плачущие.
«О, — думаю, — а вдруг они меня заманивают? Набросятся потом, и косточек не останется».
Да ну, бред же! Какие упыри, русалки или призраки из могилы в двадцать первом веке?
Делать нечего… Вышел я из кустов на дорожку".
(Алексей Ладо, "Страшная история")

ЧУВСТВА
Чувства
– «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях». (Словарь).

► Чувства как сложные длительные эмоции тоже можно разделить на группы по разным основаниям, классификация приблизительная, так как чувства могут сливаться, переходить друг в друга и т.д. Количество групп у разных ученых разное, я выделю 5 самых важных, на мой взгляд.

-3

Чувства амбивалентны, то есть они могут, в том числе одновременно, вызывать спектр как положительных, так и отрицательных эмоций.

Чувства устойчивы, они побуждают человека к действию, которые он может планировать, обдумывать, контролировать, анализировать (а действия от эмоции – частично).

► Важно, что чувства, которые возникают на базе духовных потребностей, формируются в точку зрения персонажа, его мнение, позицию, даже кредо. На этой стадии сложно повлиять на их изменения.

Например, герой романа давно любит девушку, добивается ее взаимности. Автор показывает, как персонажи-друзья, родственники пытаются убедить героя, что девушке он не нужен, что она любит только его деньги.
И это будет неправильно. Никакие убеждения на этой стадии в реальности не смогут изменить отношение героя. Мало того, он готов порвать с друзьями, с родителями, чтобы сохранить любовь. Нужно событие, дающее доказательства.

Подведем некоторые итоги. Я рассказал далеко не все по этой теме. Назвал пока мало приемов. Главное, что вы уже знаете формулы показа эмоциональных состояний.

Другие приемы я обязательно покажу с примерами. Знаете ли вы, что такое «Качели Аристотеля»? А «Подкроватное чудовище? Нет, я не о философе и не о монстрике. Я о приемах показа эмоций. Это будет далее.

©
Алексей Ладо
#словарики_писателя
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература