Не ждите от моей сегодняшней статьи ценных лайфхаков и методик. Сегодня - просто порассуждать. И посочувствовать нам всем, кому с детьми сложно.
Я давно продвигаю такой формат, как кураторство, когда я разрабатываю план работы, а реализуют его родители самостоятельно.
Такой формат в диковинку пока для логопедов, но давно применяется АВА-терапистами например. Правда в случае АВА у родителей есть выбор - работать самим, либо со специалистом, так как в АВА есть четкая система рангов терапист-куратор-супевизор, в зависимости от пройденного обучения.
Терапист - тот, кто работает непосредственно с ребенком, над ним куратор, составляющий программу, и супервизор, регулирующий весь процесс. Жаль, что так не выходит в логопедии. Я с удовольствием разработала бы план - и отдала бы его не родителю непосредственно в руки, а только что отучившемуся начинающему дефектологу. И он бы не тыкался, как слепой котенок, в поисках самого подходящего пособия, и родители были бы спокойны, и работа бы шла. Но нет такой сети, такого ранжирования, поэтому я составляю план - и отдаю его родителям в руки.
Отдаю - и продолжаю думать, почему же так тяжело бывает родителям. Почему ребенок входит в кабинет и работает, а дома из родителей душу вынимает и соки выпивает. И не только ребенок с особенностями, вообще любой.
Семейное обучение сейчас в тренде, а ковидная история этот тренд подстегнула и развернула, потому что выбор, по сути, невелик. Либо школа, как-то подзабывшая свои прямые обязанности по обучению детей, и занимающаяся то медицинскими манипуляциями, то бесконечным сбором персональных данных, либо какая-то альтернатива, из которых семейное обучение - самый бюджетный вариант. Все лучше, чем дистанционка - то же тоскливое протирание штанов, только ещё и для глаз вредно.
И есть дети, и их немало, которые успешно учатся дома с первого класса. Но есть другие... В таких случаях обычно специалисты по семейному образованию говорят про необходимость расшколивания. Вот оно случится - и ребенок поймет, что за свое обучение отвечает только он сам, и пойдет процесс, и ваше дело будет только источники информации предоставить, а он как начнет учиться!
Интересно, сколько времени требуется на это расшколивание? Спонтанный опыт семейного обучения недавно случился у многих - с марта по сентябрь 2020 года, при этом у младших детей дистанционки не было. Вот объем знаний, учите. Чего там учить, в начальной школе. Честно вам скажу, что за эти полгода мой сын-третьеклассник расшколился, так расшколился. Еле зашколили обратно.
Поэтому когда родитель говорит мне - О Боже. Я не смогу его учить самостоятельно! - я прекрасно понимаю. У меня есть такой же, которого "не смогу". Который вытягивает мне нервы в струнку и плетет из них макраме. При том, что я владею поведенческими технологиями, и умею применять искусство мотивации. И к вашему трехлеточке с особенностями применю их с успехом, но вот девятилетний нормик раскусит меня в секунду и мгновенно найдет брешь в, казалось бы, таком продуманном и классном плане. Потому что к мотивации "не напрягаться" у него ещё одна супермотивация есть "с какого рожна?! Это же мама, а не учитель!!!!"
И вот эта супермотивация - она есть у всех. Именно поэтому так сложно бывает родителям учить своих детей. Иногда меня гложет тоска по феодальному обществу, в котором дело женщины было - хозяйство, и дети обучались всем приемам, ещё находясь на женской половине дома, до семи лет, спонтанно, просто подражая матери. Потом выходили во внешний мир - и обучались уже с отцом. А целенаправленно учились какому-то ремеслу - когда лобные доли отрастали, лет так в 14-16. Когда НАДО появлялось в котелке. Когда конструкции вроде "по миру пойдешь" - начинали действительно иметь для человека смысл.
Сейчас мир сильно изменился, и возврат к прошлому невозможен. Сейчас "НАДО" - мы говорим детям в пять лет, а если не повезло, то в три. Детям с особенностями в развитии - учебную деятельность формируем в два, а куда деваться?! Это в моем детстве овец пасла Любочка с синдромом Дауна, рождённая в 20-х годах 20-го века, одна из 8 детей, выжила и ладно, хлеба много не просит - сейчас мы хотим для любого ребенка участи более привлекательной, а для этого детям с особенностями необходимо обучение более интенсивное, чем для нормы.
Говорим НАДО - но мозги-то детские за последние 200 лет не изменились, и им пока нечем нас услышать. Поэтому конструкции вроде "дворником станешь" не ведут ни к чему, кроме разрушения семейных отношений.
Необходимо, всем необходимо образование - не переставая от этого быть в раннем возрасте делом, в общем-то, не особо физиологичным. Мы учим сейчас детей раньше, чем они дорастают до произвольности, понимания последствий.
Только последние сто лет, в общем-то, мы чему-то учим семилетних. И совсем недавно научились учить особых. И продолжаем учиться, нащупывая новые методы и способы. Поэтому и в школах непросто, и со специалистами непросто, и самим нам их учить непросто вдвойне.
Но формат школьного обучения сильно видоизменяется, и вполне вероятно, что где-нибудь через поколение от современной школы камня на камне не останется. А специалистов, умеющих работать со сложными детьми всегда будет немного, и им всегда будет необходима ваша поддержка. Поэтому все же всем не повредит научиться учить своих детей, мотивировать и убеждать их. Ну а что делать, если собственная внутренняя их мотивация отрастет вместе с лобными долями головного мозга, лет в 14, не раньше, а учить нужно.
Поэтому и себя мотивируем тоже, мама тоже человек. Всю неделю выдержали, каждый день позанимались - и никто не умрет, если будет мультики на пару часов, а у мамы диван и тикток. Или ванна и свечи. Или шоппинг, кому что. И Новогодние каникулы всем.