Несмотря на вступившие 8 декабря в силу санкции США против «Беларуськалия», продолжается транзит через Литву белорусских калийных удобрений. Еще до этой даты «Беларуськалий» произвел предоплату «Литовским железным дорогам» за предстоящие транзитные перевозки на несколько месяцев вперед. В связи с этим министр транспорта Литвы и министр иностранных дел этой страны подали прошение об отставке. Литовское правительство, правда, осталось работать в своем прежнем составе. Но горячие головы решили, что необходимо на законодательном уровне Литвы «узаконить» санкции против белорусского калия.
В том, что для Беларуси это наиболее оптимальный путь для транспортировки удобрений зарубежным торговым партнерам, сомнений нет, иначе бы Республика Беларусь не заключала долгосрочные контракты с клайпедским портом.
Но очень важно то обстоятельство, что Литве тоже необходим этот путь. Это касается не только Клайпедского порта, 30% мощности которого (по разным оценкам) используется «Беларуськалием». Это касается и «Литовских железных дорог», приблизительно 10% грузооборота которых приходится на белорусские грузы. Литовская сторона прекрасно понимает, что если белорусские грузы уйдут из страны, то они уже туда не вернутся.
Надо также напомнить, что приблизительно полтора десятка лет тому назад за белорусские грузы шла настоящая борьба между различными портами. Тогда наши удобрения шли на Запад через латвийский порт. Клайпедский порт очень сильно хотел, чтобы белорусские грузы пошли через него. На тот момент литовцы были более убедительными, и Клайпеда стала главными морскими воротами Беларуси.
Вильнюс на протяжении последних полутора лет заявлял Западу, что поддержит санкции против Беларуси, но до 20 декабря он не спешил это делать. Литовские политики разных уровней даже говорили, что они не обязаны следовать политическим решениям. Министр транспорта Литвы Мариус Скуодис по этому поводу заявлял многим информационным агентствам: «Санкции США не распространяются напрямую на литовские юридические лица. Но очень важно то, что они зависят от финансовых учреждений. Если финансовые учреждения в условиях санкций не принимают на себя риски и не осуществляют клиринг платежей, вполне естественно, что оплатить услуги в Литве становится невозможно. И эти услуги не будут оказаны».
Фактически литовские политики признавали, что сотрудничество их транспортной сети с белорусскими товаропроизводителями является достаточно важным. Это и понятно, за 2020 год более 30% мощностей Клайпедского порта было занято именно грузами из Беларуси.
Еще в 2013 году «Беларуськалий» выкупил треть акций у терминала навалочных грузов для обеспечения стабильной и непрерывной перевалки своих грузов. Собственник терминала утверждал, что необходимо увеличить его пропускную способность, потому что планировал завязать на себе не только грузы от «Беларуськалия», но и от других производителей. Цена вопроса на тот момент составляла приблизительно 100 миллионов евро. В случае, если порт покинет «Беларуськалий», эти 100 миллионов евро инвестиций будут просто-напросто потеряны. И это не говоря о том, что работники порта лишатся своей работы.
Менеджеры Клайпедскогого порта считают, что их предприятие потеряет намного больше, чем только белорусский транзит. Здесь речь идет об украинском и российском транзите, который проходит через территорию Беларуси. И было бы наивно полагать, что этот транзит также сохранится. Нужно помнить также, что через Беларусь и Литву идет российский транзит в Калининград.
Обо всех возможных потерях прекрасно понимают литовские парламентарии. Они могут потребовать от правительства заместить белорусские транзитные товары какими-нибудь другими, но это в ближайшей перспективе вряд ли возможно. А раз так, литовской стороне ничего не останется, как вести переговоры с Еврокомиссией о компенсациях. Придет ли эта помощь извне? Тоже большой вопрос.
В саму Литву шел не только белорусский калий, а еще древесина, минеральное топливо, металл. С принятием «санкционного закона» сами литовские производители столкнутся с нехваткой необходимого сырья. И это будет уже не только проблема порта и «Литовских железных дорог».
Поддержка санкций может привести к коллапсу литовско-белорусских проектов. Десятки предприятий с литовским капиталом работают на территории Беларуси, не говоря о том, что в Литве создано сборочное производство белорусских тракторов и техники «Амкодор», функционирует торговый дом «Белорусский металлургический завод — Балтия», совместное предприятие с «Белшиной» и масса других, которые не на слуху. Предприятия с участием белорусского капитала в Литве входят в топ-500 самых крупных налогоплательщиков страны.
А это все значит, что Литва вряд ли сможет легко справиться с потерей белорусских товаров и белорусского транзита. Беларусь очень важна для Литвы. Если у литовских законодателей есть сердце и голова, то они должны понимать это и принять решение на пользу своей стране, а не в угоду чужим политическим играм.
Автор статьи: Александр Черный