Найти тему

Не просто кукла. За что любили Петрушку?

Петрушка – самый известный персонаж уличных представлений и народный любимец. Красная рубаха, длинный нос, перчёные шутки. Со временем он стал и популярной детской игрушкой, которую можно увидеть в руках малышей на многих старых фотографиях. Однако Петрушка – не обычная кукла и не так прост, как кажется.

Даже само происхождение Петрушки точно не известно. Некоторые исследователи ссылаются на куклы ещё допетровских времен. Некоторые предполагают, что Петрушка – выходец из Европы. Возможно, он – дальний родственник итальянского хулигана Пульчинеллы и его английского «младшего брата» Панча. Достоверно известно, что особенно популярен Петрушка стал с середины 19 века. Тогда же сложился канонический образ. Иногда этот герой был в виде марионетки, иногда – перчаточной куклы. В некоторых случаях артисты, дававшие уличные представления, специализировались исключительно на похождениях Петрушки и его противников, иногда показывали и другие номера, играли на шарманке. Из воспоминаний А. Я. Гуревича: «Петрушка был любимым зрелищем детворы. Как только раздавался пискливый голос: “Э — вот Петрушка пришёл!”, вся детвора высыпала во двор, а к ней присоединялись ребята с соседних дворов, уже успевшие посмотреть этот спектакль. Артист расставлял на земле квадратную ширму, скрывался в ней и наверху появлялись фигурки Петрушки, кулака-мироеда или различные неприятности, но с каждой из них он, в конечном итоге, разделывался по-своему, крича пискливым голосом и колотя нещадно палкой. Даже попав в гроб, он восставал из него и лупил палкой хоронившего его попа по высокой шляпе. Несмотря на явную вынужденность бунтарских действий Петрушки против “властей предержащих” и других столпов общества, зрелище это было не запрещено и все слои населения с улыбкой радости воспринимали этот подлинно народный спектакль, щедро бросая в шапку артиста подаяние».

Существовало несколько классических сюжетов. Например, Петрушка, покупающий лошадь у цыгана, а в итоге, не сойдясь в цене, просто избивающий продавца палкой и прогоняющий его, а иногда и убивающий. Грабёж средь белого дня! Затем герой пытается залезть в седло, но никак не может это сделать. Лошадь каждый раз сбрасывает его, пока избитый Петрушка не выбивается из сил окончательно. Петрушка зовёт врача, но в итоге избивает и того, потому что считает его недостаточно компетентным. На шум приходит полицейский, но Петрушка расправляется и с ним. Существовала сцена, где хулиган соблазняет свою невесту, не дожидаясь свадьбы. Традиционный сюжет обычно заканчивался смертью героя, но со временем история стала менее мрачной. К началу 20 века Петрушка «подобрел» и врагов уже обычно не убивал, а просто бил. Всё представления сопровождалось злободневными шутками. «В театре Петрушки, известном в России с XVII в., использовались как марионетки, так и перчаточные куклы. “Сценой” служила ширма из трех скрепленных вместе рам, затянутых ситцем; ширма ставилась на землю и скрывала петрушечника. В традиционных уличных представлениях Петрушка убивал своих врагов (цыгана-барышника, доктора, квартального, жандарма), иногда игралась также неприличная сценка “Петрушкина свадьба”. Убивая всех врагов, Петрушка клал их тут же на края ширмы, а потом складывал их всех на плечи и скрывался за ширмой, напевая: “Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест”» — вспоминает И. Белоусов в книге «Ушедшая Москва».

У современного зрителя мог бы возникнуть закономерный вопрос: как такое могли показывать детям? Сейчас бы эти сюжеты не прошли возрастной ценз, но в прежние времена отношения к воспитанию было иным. Возможно, юным «барчукам» и, тем более, барышням, посещать подобные представления не позволили бы. Крестьяне и небогатые горожане смотрели на это не так строго. Малыши непристойные шутки, скорее всего, не поняли бы. Если говорить о детях старшего возраста, то они к 10-12 годам часто становились самостоятельными и считались почти взрослыми. К тому же в условиях скученного проживания больших семейств, а также ухаживая за домашними животными, подростки уже и так в общих чертах знали об интимной стороне жизни. На детских представлениях некоторые вещи всё же не показывали. При этом герой расправлялся с персонажами, которых простые люди часто недолюбливали. К цыганам традиционно относились с недоверием, полицию тоже не жаловали. К врачам крестьяне тоже относились с опаской, считая, кто те могут залечить и сделать только хуже. Летом, когда многие горожане отправлялись на дачи, уличные артисты направлялись в дачные посёлки. Подобных артистов мы как раз видим на картине А. Корзухина «Петрушка идёт».

#история #история россии #дореволюционная россия #артисты #картина #искусство #живопись