Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно опубликовала результаты своего первого международного исследования социального и эмоционального развития. Отчет охватывает более 3000 10-15-летних студентов из крупных городов 11 стран, и проанализировали пять ключевых областей:
- Выполнение задачи (настойчивость и самоконтроль);
- Эмоциональная регуляция (оптимизм и реакция на стресс) и сотрудничество (сочувствие и доверие);
- Непредубежденность (терпимость, любопытство и творчество);
- Взаимодействие с другими (напористость и коммуникабельность).
Целью было не ранжирование навыков, а анализ того, как социально-эмоциональные навыки влияют на успеваемость учащихся. Некоторые результаты не удивили: учащиеся с сильными социальными и эмоциональными навыками получают более высокие оценки в школе и с большей вероятностью продолжат обучение в высших учебных заведениях. Любопытство и настойчивость были самыми сильными предикторами академических успехов как по математике, так и по чтению как для 10-летних, так и для подростков.
Но один вывод был удивительным: в каждой стране, в каждой категории и во всех социально-экономических условиях 10-летние имели гораздо лучшие социальные и эмоциональные навыки, чем 15-летние. Разрыв был особенно значительным в отношении оптимизма, доверия, энергии и общительности, и у девочек были большие потери по большинству из этих навыков, чем у мальчиков.
На первый взгляд, это имеет смысл. Быть 10-летним проще, чем быть 15-летним, с гормонами, развитием мозга, которые подталкивают к поиску статуса, ну, и, в общем, к взрослению.
Но это также показывает, что школам чего-то не хватает. Спросите себя, что мы делаем как родители, как школы, как образовательные системы, чтобы помочь молодым людям в этот трудный период отрочества? Мы должны принять близко к сердцу, что в их жизни есть период, когда мы должны удвоить наши усилия.
Широко признано, что в начальной школе детям нужна помощь в формировании самоконтроля и эмоциональной регуляции. Родители и учителя выделяют для этого время и место. Но почему-то, когда те же самые дети переходят в среднюю школу, мы решаем, что их материальное содержание имеет большее значение, чем эмоции. Хотя мы знаем, что стресс, связанный с дружбой, экзаменами и растущим неравенством, в большей степени занимает их сердца и умы. И мы думаем, что урок химии отвлечет их?
У подростков развитие протекает бурно. Молодые люди стремятся осмыслить свою жизнь. Они жаждут значимости, и мы можем помочь им, дав возможность делать то, что имеет значение.
Создание возможностей и смысла, как часть их социального и эмоционального развития, точно так же важно, как дать им возможность узнать о ковалентных связях и Периодической таблице. Дети страдают без этого.
По данным ОЭСР, 80% подростков чувствуют себя одинокими, неловкими в школе каждый день и что они не вписываются в нее. Ковид усугубил эту боль и изоляцию. Школы сообщают о росте насилия . Большая группа ведущих педиатров США объявила о чрезвычайной ситуации в области психического здоровья для детей и подростков. Заместитель директора школы в Великобритании недавно сказал, что их консультант уехал в первый же день, совершенно пораженный масштабами того, что предстоит сделать, чтобы помочь ученикам справиться с ситуацией.
Факты показывают, что социальное и эмоциональное обучение детей в наше время работает не очень хорошо. Нам нужно работать лучше - не путем проведения однодневной или часовой программы, а путем найма консультантов и поддержки учителей и лидеров, чтобы они привнесли свободу воли и смысл в жизнь детей.
Каким-то образом мы видим, что маленьким детям нужна помощь, чтобы научиться быть хорошими людьми. Почему мы не видим, что подросткам тоже нужна помощь?