Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Поможет ли карта поляка выиграть лучшую долю для белорусов или украинцев. Пасьянс от Андрея Лазуткина

Оглавление

Традиционно внимание польских спецслужб привлекают лица, вовлеченные в схемы контрабанды подакцизных товаров или легального пограничного движения, часто пересекающие границу. Поляки предлагают им конфиденциальное сотрудничество и закрывают глаза на их деятельность в обмен на предоставление информации об охране границы, составе белорусских пограничных частей и т. д.

Под прикрытием документа

При этом подавляющее большинство лиц, вовлеченных в нелегальные схемы на границе, имеют карту поляка. Однако, во-первых, в нынешних условиях традиционная работа польских спецслужб затруднена, во-вторых, «транзитеры» ненадежны и поляки им не доверяют, в-третьих, они не могут обеспечивать эффективный сбор социально-политической информации.

Надо также понимать, что с большей долей вероятности человек, работающий на поляков в нашей государственной организации, не будет иметь каких-либо формальных признаков связи с Польшей. А тем более карты поляка, которая бы выдавала его, как волочившийся парашют из известного анекдота.

Вместе с тем до попытки переворота с белорусскими государственными органами активно работали некоммерческие организации, представители которых предлагали некие инициативы от имени общественности. Бóльшая часть из них ныне ликвидирована, а работу оставшихся нелегальных структур следует усложнить. Как минимум, человек, приходящий на прием в любую госорганизацию как физлицо, должен будет сообщать, что имеет карту поляка и действует в интересах Польши, в противном случае он получит штраф. Это схема, которая действует в США в отношении так называемых иностранных агентов, за ее нарушение предусмотрена уголовная ответственность.

Варшава выдает карту поляка с 2008 года. Этот документ не дает права на получение  гражданства.

В ряде источников карту поляка рассматривают как инструмент пропагандистского влияния, но оно крайне опосредованное.

Молодежь по программе

В отличие от карты поляка, ранее действовавшая «программа Калиновского» представляла собой попытку в чистом виде сформировать ценностно ориентированных на Польшу молодых людей, которые бы способствовали «демократическим» изменениям в Беларуси. Но в реальности это оказался контингент, который либо использовал родственные связи в оппозиционных группировках, чтобы легализоваться в Польше, бесплатно выучить язык и поступить в вузы без экзаменов. Либо это были случайные люди, никак не вовлеченные в политические процессы, которые использовали программу с целью экономической миграции в Польшу и выезда дальше на Запад.

-2

Кроме того, ряд проблем возникал непосредственно во время учебы в польских вузах, так как молодые люди не были мотивированы учиться, многие просто не появлялись на занятиях. Те из них, кто планировал пойти в политику, оказывались в аполитичной среде, где занимались оборотом наркотиков, процветало пьянство и т. д. Тем самым нравственно разлагались даже те немногие «идейные», кто попадал в программу.

Какой вывод из этого могли сделать польские спецслужбы?

Получается, что специализированная политическая программа показала свою низкую эффективность.

Сначала – работа

А вот массовая выдача карт поляка позволила обеспечить польские экономические запросы на низкоквалифицированную рабочую силу и одновременно сформировать относительно большую социальную группу внутри Беларуси, которая связывает с Польшей свои заработки. Это необязательно работа в Польше, но и так называемый мелкий челночный бизнес, например, вывоз в Польшу сигарет и топлива, ввоз оттуда промышленных товаров, электроники, продуктов, бытовой техники мелкими партиями на заказ. Типичные схемы подработок для многих жителей западных регионов.

Это не означает, что данные люди автоматически становятся шпионами или участниками подрывной деятельности. Более того, часто встречаются ситуации, когда в одной семье есть как госслужащие, так и лица, имеющие карту поляка и выезжающие в Польшу на подработки. С формальной точки зрения запрет на получение карты будет соблюден, но в реальности влияние или давление может оказываться через членов семьи, тем более, если они проводят на территории Польши длительное время и их никто не контролирует.

Вместе с тем надо понимать, что карта поляка – это первая ступень вовлечения в польское общество. Она позволяет легально трудоустроиться, затем получить временный вид на жительство, многократную визу и впоследствии претендовать на польское гражданство, причем без какого-либо компрометирующего участия в политической деятельности и работе польских организаций в Беларуси. В первую очередь, это механизм выкачивания рабочей силы. Причем, даже если эти люди получают гражданство в Польше, в Беларусь они въезжают по нашему паспорту, лечат зубы, проходят медицинское обследование и пользуются иными услугами, которые у нас стоят дешевле.

-3

Польские хитринки

Однако сегодня карта поляка уже не является самым массовым инструментом трудовой миграции. Так, для украинских граждан, которые в Польше занимают самое низкое положение на рынке труда, действует так называемый безвиз. Формально он не дает возможности работать, но на практике украинцы трудоустраиваются в Польше нелегально, проживают компактно целыми «бригадами» гастарбайтеров и работают без медицинских страховок и социальных гарантий. В ФРГ, других западных странах такое невозможно в принципе и грозит большими штрафами нанимателю. Однако польские контролирующие службы сознательно игнорируют ситуацию с нелегалами. Так, Польша закрывает по трудовому рынку и самые низкие, неквалифицированные позиции за счет украинцев-нелегалов, и относительно квалифицированные – за счет белорусов, которые в своей массе работают легально.

Польские контролирующие службы сознательно не проверяют «левые» предприятия, поскольку для страны их деятельность экономически выгодна.

Такая ситуация сохранялась вплоть до пандемии, когда вопрос медицинского обслуживания не стоял так остро и пересечение границы было максимально простым.

И с точки зрения идеологической обработки это гораздо эффективнее, нежели пропаганда польских ценностей через спутниковый канал или группы в интернете. Воздействие не носит прямого характера, и человек сам имеет возможность сравнивать условия труда в Польше и Беларуси (как правило, сравниваются зарплаты). А поскольку человек не платит в Польше коммуналку, не несет расходов на здравоохранение, образование, зачастую не платит налогов, т. е. работает нелегально, у него создается впечатление, что уровень жизни в Польше выше. Скажем мягко, это не так, поскольку человек получает там только зарплату, а обслуживает себя в Беларуси.

Угроза безопасности

С нашей точки зрения важно, чтобы такие лица перестали получать бесплатное медицинское обслуживание и иные социальные гарантии в Беларуси, если они осуществляют свою трудовую деятельность в Польше и платят налоги там. Это вполне справедливо в условиях социального государства.

-4

Что же касается внутренних политических процессов, этим людям безразлично, какая в стране будет власть. Для них важно сохранить свою модель доходов, когда они могут работать в Польше и одновременно покупать в Беларуси дешевые услуги. Если же, к примеру, граница закрывается, как было во время локдаунов, то эти лица оказываются без постоянной работы и быстро пополняют ряды протестного электората в Беларуси. Именно это мы наблюдали в ходе президентской кампании 2020 года, когда среди протестующих было значительное количество временно неработающих лиц. Понятно, что они первыми согласятся на противоправные действия за относительно небольшие суммы денег, и это как раз тот контингент, который активно себя проявил.

По состоянию на 2019 г. Польшей было выдано около 130 тыс. карт поляка для граждан Беларуси.

Таким образом, целый комплекс факторов, где-то случайных, таких как пандемия, а где-то направленных, таких как координация беспорядков с территории Польши, напряжение на границе и развертывание информационного противоборства привели нас к тому, что карта поляка сегодня рассматривается как угроза нацбезопасности, а лица, ее получившие, будут поражены в правах либо будут вынуждены от нее отказаться.

Вместе с тем запретительные меры не решат комплекса проблем, связанных с экономической миграцией. В среднесрочной перспективе только интеграция в Союзном государстве, дешевые энергоносители и выход на российские и азиатские рынки позволят сформировать в Беларуси привлекательные рабочие места в промышленности и сельском хозяйстве. Тогда наше предложение по рабочей силе будет, как минимум, не хуже польского.

Текст: Андрей Лазуткин, политолог

Фото: из открытых источников