Найти тему

Дневник педагога: О ментальной арифметике

Я руковожу математическим клубом ЛИСА. У меня множество учеников, проживающих в разных регионах России. Некоторые дети занимаются ментальной арифметикой.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Несколько лет я наблюдаю за детьми (1-5 классы), занимающимися ментальной арифметикой, и настало время подытожить мои впечатления.

1. Научиться быстро считать в уме не сложно

Дети, наученные считать по методике ментальной арифметики, считают достаточно быстро.
Примерно так же, как дети, которые не занимаются ментальной арифметикой. Но они построили у себя в уме числовую прямую и прорешали много примеров. Стандартные учебники математики наполнены примерами на сложение и вычитание, умножение и деление.

2. Для того, чтобы решать задачи, недостаточно быстро считать

В начальной школе детям сложно разбираться даже с задачами на части-целое и сравнение (не говоря уже о задачах на движение и дроби).

Детям, занимающимся ментальной арифметикой, так же, как и детям, не занимающимся ментальной арифметикой, сложно решать задачи по математике. И те, и те, в общем случае, не любят моделировать задачу, не любят рисовать схемы, зато любят решать задачу «в уме», хаотично подставляя числа и не проверяя результат.

Быстрый счет в уме не помогает детям решать задачи.

Решение задачи, в общем случае, — это схема: план решения, решение, проверка. Счет пригождается только после аналитического решения задачи. Нет аналитического решения — нечего считать.

3. Навык верного быстрого счета ослабевает без практики

Если дети в школе быстро переходят на счет столбиками и перестают считать в уме, считать в уме они будут долго.

Дети, показывавшие приличные результаты на соревнованиях по ментальной арифметике, закончив заниматься, тоже теряют быстроту реагирования. Ошибки и долгие паузы между примером и решением гарантированы.

Я знаю множество пятиклассников (некоторые — занимались ментальной математикой, другие — не занимались), которые предпочитают калькулятор на смартфоне умственным усилиям.

4. Устный счет необходим. Но недостаточен

Устный счет полезен для развития абстрактного мышления, и множество учителей математики начинают свои уроки с разминки — устного счета.

Однако, умение быстро считать в уме — это лишь маленькая часть математического образования детей.
В следующем примере лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман соревновался в быстроте счета с человеком, использовавшем абак. Фейнману пришлось вычислять в уме кубический корень, используя метод приближений:

Однажды в ресторан зашел японец. Я и раньше видел его в окрестностях, он продавал счеты, именуемые абаками. Японец заговорил с официантами и предложил им посоревноваться — сказал, что сможет складывать числа быстрее любого из них.
Официантам в дураках оказываться не хотелось, они и сказали:
— Ладно-ладно. Может, вы лучше с нашим посетителем посоревнуетесь?
Японец подошел ко мне. Я запротестовал:
— Я же по-португальски толком не говорю!
Официанты засмеялись:
— С числами все просто.
И принесли мне карандаш и бумагу.
Японец попросил одного из официантов назвать числа, которые нужно сложить. И разбил меня на голову, поскольку, пока я эти числа записывал, он их уже сложил.
Я предложил, чтобы официант писал одинаковые числа на двух листках и вручал их нам одновременно. Разница опять оказалась невелика. Японец все равно меня обскакал.
Однако это его чересчур раззадорило, и он захотел показать себя в полной красе.
— Mutiplição! — сказал он.
Кто-то записал условия задачи. Японец снова опередил меня, но не намного, поскольку в умножении я довольно силен.
И тут он совершил ошибку: предложил заняться делением. Он просто не понял, что чем сложнее задача, тем выше мои шансы.
Мы получили сложную задачку на деление. Ничья.
Японец встревожился, — по-видимому, его долго обучали обращению с абаком, а тут какой-то посетитель ресторана едва его не победил.
— Raios cubicos! — мстительно так произносит он. Кубические корни! Он хочет брать кубические корни, пользуясь арифметикой! Более сложной и фундаментальной задачи в арифметике, пожалуй, и не найти. При работе с абаком это, надо полагать, экстра-класс.
Он записывает на бумажке число, большое, я его и сейчас помню: 1729,03. И приступает к работе, что-то бормоча и покряхтывая: «Мммммммммагммммбр» — старается, как черт! Ну просто с головой в вычисления уходит.
А я тем временем всего-навсего сижу.
Один из официантов спрашивает:
— А вы что же?
Я тычу себя пальцем в голову и говорю:
— А я думаю! — и записываю на бумажке: 12. И еще немного погодя: 12,002.
Японец отирает пот со лба.
— Двенадцать! — говорит он.
— О нет! — отзываюсь я. — Больше знаков давайте! Больше!
Мне-то известно, что при арифметическом вычислении кубического корня определение каждого нового знака требует куда больших усилий, чем их уходит на предыдущий. Это занятие крайне тяжелое.
Он снова зарывается в работу, кряхтит, «Рррргррррмммммммм…», а я тем временем добавляю еще два знака. Наконец, он поднимает голову, чтобы сообщить:
— 12,0!
Официанты счастливы донельзя. Они говорят японцу:
— Смотрите! Он работал головой, а вам абак потребовался! Да и знаков у него больше!
Бедняга теряется совершенно и уходит, униженный. А официанты обмениваются поздравлениями.
И как же простой посетитель ресторана победил абак? Число было такое — 1729,3. Мне было известно, что в кубическом футе содержится 1728 дюймов, значит ответ должен чуть-чуть превышать 12. Излишек, 1,03, это примерно одна 2000-я от заданного числа, а из курса вычислительной математики я знал, что для малых дробей кубический корень составляет одну треть избытка. Поэтому мне оставалось только найти значение дроби 1/1728 и умножить ее на 4 (разделить на 3 и умножить на 12). Так я целую кучу знаков и получил.
Несколько недель спустя тот же японец появился в коктейль-баре отеля, в котором я жил. Узнал меня, подошел и сказал:
— Объясните мне, как вам удалось с такой быстротой извлечь кубический корень.
Я начал объяснять, что воспользовался методом приближений, что мне довольно было определить процент ошибки:
— Допустим, вы дали мне 28. Корень кубический из 27 это 3…
Он хватается за абаку: «ззззззззззз…» — «Да» — говорит.
И тут я понимаю: ничего-то он в числах не смыслит. Имея в руках абак, не нужно запоминать целую кучу арифметических комбинаций, довольно научиться передвигать вверх и вниз костяшки. Вы не обязаны помнить, что 9 + 7 = 16, вам достаточно помнить, что для прибавления 9 нужно сдвинуть десять костяшек вверх и одну вниз. Так что основные арифметические действия мы выполняем медленнее, но зато лучше разбираемся в числах.
Более того, сама идея метода приближений была выше его понимания, — впрочем, получить этим методом точное значение кубического корня удается далеко не всегда. Так что объяснить ему, как я вычисляю кубические корни, мне не удалось, как не удалось и объяснить, что 1729,03 он выбрал попросту на мое счастье.
Источник: Фейнман Р. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! — М.: АСТ, 2017. — С. 261-264.

Итак, по моим наблюдениям:

1. Скорость решения примеров из школьных задачников у детей, занимающихся ментальной арифметикой и решивших «обычным» методом множество примеров на сложение и вычитание, примерно одинакова.
2
. Навык быстрого счета без практики ослабевает и у тех, кто занимался ментальной арифметикой, и у тех, кто не занимался.
3
. Решать задачи не любят ни те, кто занимается ментальной арифметикой, ни те, кто ей не занимается.
4
. При решении задач считать требуется только после аналитического решения. Нет аналитического решения — нечего считать.
5
. Считать в уме (быстро и правильно) детям необходимо, но недостаточно.

Поэтому, если родители отправляют детей на занятия ментальной арифметикой - вреда для детей нет, если дополнительно к занятиям по быстрому счету дети учатся решать задачи по обычным математическим задачникам, по стандартной методике обучения детей математике.

В принципе, умение быстро считать в уме может пригодиться детям в будущем.
Однажды я разговаривала со взрослым мужчиной, который утверждал, что постоянно на работе считает в уме, это самый важный для него навык. Он с детства любил считать в уме и в детстве выучил наизусть таблицы Брадиса (со значениями квадратов и кубов чисел, квадратных корней, логарифмов, тригонометрических функций и т.п.).
— Какая же у Вас работа? — удивилась я.
— Кладовщик.

Источник: livrezon.com
Источник: livrezon.com

Источник: https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-20-o-mentalnoi-arifmetike