21,1K подписчиков

Топовая касетная дека из 80-х: Tandberg TCD-3014

9,4K прочитали
Техники Tandberg было много у меня, но эта дека, которая является одной из лучших из линейки их кассетных магнитофонов, попалась впервые.

Техники Tandberg было много у меня, но эта дека, которая является одной из лучших из линейки их кассетных магнитофонов, попалась впервые. Радует, что она в отличном техническом и косметическом состоянии, полностью обслужена и настроена. Заменены все электролиты. У деки сгорел блок питания, поэтому все-таки взял ее в ремонт от давнего знакомого - настройкой и ремонтом кассетных дек не занимаюсь уже несколько лет - надоела возня с головками, резинками и шестернями.

Tandberg TCD-3014
Tandberg TCD-3014

Tandberg TCD-3014 - это три головы, закрытый тракт, 4 мотора, калибровка ленты по двум частотам (315 Гц и 15 кГц), ручная регулировка азимута и высочайшее качество записи и воспроизведения. Есть еще Dolby B, C. Стоила она на момент выпуска около 2000$ США.

Технические параметры, заявленные производителем:

Техники Tandberg было много у меня, но эта дека, которая является одной из лучших из линейки их кассетных магнитофонов, попалась впервые.-3

Как видно из характеристик, даже на ленте первого типа (Fe) дека записывает до 20 кГц. О Tandberg TCD-3014 (Tandberg TCD-3014А) много пишут в Интернете и даже называют лучшим магнитофоном в мире. Ну, с этим я не спешу соглашаться, так как хорошо знаю, как звучат Nakamichi 2-го поколения, типа Nakamichi ZXE-700, Nakamichi ZXL-700, Nakamichi ZXL-1000 (ZXL-1000 Gold Limited), Nakamichi Dragon, ZX-7, ZX-9, LX-5. По моим ощущениям Tandberg TCD-3014 сопоставим по качеству звука со средними моделями - Nakamichi Dragon, ZX-7, ZX-9. Последними двумя, и еще Nakamichi LX-5, владел более 10 лет, поэтому знаю их очень хорошо.

Но вернемся к Tandberg TCD-3014. ЛПМ у нее трехмоторный (4-й двигатель сервисный), но приводы все пассиковые - и тонвалов, и подмотки-перемотки. Конструкция прочная и надежная.

ЛПМ Tandberg TCD-3014
ЛПМ Tandberg TCD-3014

Тракт прохождения ленты:

Tandberg TCD-3014, тракт прохождения ленты
Tandberg TCD-3014, тракт прохождения ленты

Да и в целом, аппарат сделан хорошо, приятно крышку верхнюю открыть:

Tandberg TCD-3014, вид со стороны верхней крышки
Tandberg TCD-3014, вид со стороны верхней крышки

И вид со стороны нижней крышки:

Tandberg TCD-3014, вид со стороны нижней крышки
Tandberg TCD-3014, вид со стороны нижней крышки

Управление ЛПМ происходит с помощью процессора, плата которого вставляется в отдельный слот:

Плата управления ЛПМ
Плата управления ЛПМ

Кнопки управления ЛПМ крупным планом:

Tandberg TCD-3014
Tandberg TCD-3014

Регулировка азимута, выбор типа ленты и настройки записи:

Селектор типа ленты и регулировки
Селектор типа ленты и регулировки

Комплектация аппарата очень хорошая и не слишком много проводов внутри. Дизайн, с моей точки зрения, замечательный - выглядит завораживающе:

Tandberg TCD-3014
Tandberg TCD-3014

Но из этого красавца неожиданно пошел дым и он перестал работать. Как выяснилось, сгорел диодный мост и два транзистора средней мощности, которые управляют сервисным двигателем ЛПМ. Пытался анализировать поломку, чтобы понять откуда ноги растут, но сервисный двигатель в порядке и мысль пока только одна - электролит Mundorf 4700 мкФ\40 В, который был туда вставлен при всеобщей их замене.

Mundorf 4700 мкФ\40 В
Mundorf 4700 мкФ\40 В

Этот тип электролитов имеет очень низкий импеданс - возможно, его зарядного тока и не выдержал диодный мост. Но непонятно, отчего могла сгореть пара BD239\BD240 в управлении серво, которая находится уже после диодного моста. Транзисторы заменил, все работает, гонялось пару дней.

Было интересно потестировать деку и пихал в неё совершенно разные кассеты, пробовал калибровать и записывать. На самом деле, пробивает она почти все что угодно, если рабочий слой ленты еще не осыпался:) На хорошие и свежие кассеты пишет неотличимо от оригинала, не только по АЧХ, но и по построению сцены и её глубине. Так умеют делать очень немногие кассетные магнитофоны. Из того, что слышал - еще Nakamichi второго поколения и некоторые модели Aurex. Но заметил интересный факт: коррекция при записи у Tandberg отличается от стандартной - музыка на нем записанная, на деке другого производителя имеет завышенный уровень НЧ. Играет красиво, конечно, бас сочнее, но это окрас. В принципе, в спецификации к деке написано, что у них своя запатентованная система подмагничивания (Actilinear Recording) может это её "рук" дело. Также, у этого магнитофона и своя система динамического подмагничивания - Dineq, которая выполняет функции, аналогичные Dolby HX-Pro.

Вход линейный у деки один, а выходов два - фиксированный 700 мВ и регулируемый.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Вход и выходы крупным планом:

Вход и выходы
Вход и выходы

Сзади можно включить MPX фильтр и выбрать автоматическую эквализацию или все время 70 мкс - необходимую для воспроизведения кассет 2 и 4 типа. Честно говоря не понял, зачем нужна эта кнопка.

Резюмируя, можно сказать, что, если не считать немного нестандартной АЧХ при записи, дека мне очень понравилась.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Добавил эту статью сюда: Мои статьи о кассетных деках

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

#tandberd tcd3014 #винтажная аудиотехника #кассетная дека #prophetmaster #prophetmaster audio

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )