Вопросы экологии, в частности переработки и дальнейшего использования отходов, постоянно поднимаются на высшем уровне. На прошлой неделе вице-премьер РФ Виктория Абрамченко дала поручения Минстрою, Минприроды и Российскому экологическому оператору (РЭО) представить к середине декабря предложения по применению вторичных ресурсов и сырья в девелопменте, ЖКХ и при благоустройстве территорий. «Центр Градостроительного Развития» решил выяснить, какие варианты использования вторсырья возможны в строительстве и применяются ли они в настоящее время?
В современном мире проблема экологии по праву считается одной из самых важных. Особенное беспокойство вызывают непереработанные отходы, загрязняющие почву и подземные воды. Для строительной отрасли – это отдельная головная боль. Ведь по статистике в процессе возведения капитального объекта образуются весьма внушительные объемы мусора, не случайно на полигонах они занимают около трети всех поступлений.
В начале декабря вице-премьер по делам экологии Абрамченко поручила Минприроды, Минстрою и РЭО подготовить для правительства варианты использования вторичных материалов, оставшихся после возведения и сноса домов. Поручение было дано в рамках разработки новой стратегии «Экономика замкнутого цикла», рассчитанной до 2030 года. В правительстве отметили, что целью стратегии является создание новой системы, в которой материалы смогут использоваться вторично, поэтому кабмин намерен стимулировать застройщиков применять подобные материалы уже сейчас.
Вопрос об использовании отходов строительства поднимался уже не раз. Так, при запуске программы реновации в Москве было объявлено, что кирпич и бетон, которые останутся после сноса старых пятиэтажек, пойдут на дробление и впоследствии будут использоваться для отсыпки дорог. Это так называемый строительный бут, уточняет генеральный директор ООО «Альянс» Сергей Бакин. По его словам, материал хорош для уплотнения грунтов, причем не только при прокладке дорог, но и отсыпке новых строительных площадок. Он дает высокую прочность любому основанию.
Раздробленные бетонные плиты и кирпич, оставшиеся после сноса зданий, используют в качестве повторных материалов чаще всего, соглашается Антон Глушков, президент Национальной ассоциации строителей России.
«Их используют для отсыпки дорог и организации временных путей проезда техники», – говорит эксперт. По его словам, это стало нормой для больших городов, где такое вторсырье имеется в большом количестве. Кроме того, эта технология получает широкое распространение из-за высокой стоимости утилизации отходов строительства.
Между тем в Москве и области имеются так называемые долгострои, которые в силу разных причин заморожены на неопределенное время. Возможно ли использовать строительные материалы заброшенных объектов, если их разобрать, образно говоря, на «запчасти», как старый автомобиль?
Бакин замечает, что в 2000-е годы это было обычной практикой. Находчивые предприниматели часто покупали долгострои или просто списанные здания, разбирали их и продавали частным лицам материалы, бывшие в употреблении. Последние вполне годились для возведения каких-нибудь хозяйственных построек или дач, говорит эксперт. По его словам, проблема долгостроев и заброшенных строений в том, что материалы, использованные при их возведении, чаще всего невозможно применить для возведения нового здания: за время простоя они подвергаются агрессивному воздействию окружающей среды и теряют свои качества. Дом из них строить уже небезопасно.
«Стройка и объекты недвижимости должны быть надежными, поэтому использование вторичных материалов возможно только в не несущих (нефункциональных) конструкциях, которые не влияют на безопасность сооружений и зданий», – высказывает свое мнение Глушков.
По его словам, при прокладке электрических инженерных коммуникаций в панельных и кирпичных домах для дополнительной защиты кабелей или проводки используются пластиковые трубки вторичного производства. Металлолом тоже идет в ход.
«Металлоемкость строительства достаточно высокая, в зависимости от категорий объекта она достигает от 10 до 30%, – поясняет Глушков. – Если мы говорим про косвенное использование (вторичных материалов – авт.), то металл, который массово используется на стройке, далеко не самого высокого качества. Это, как правило, арматура, которая в основном получена из металлолома».
Однако есть и более интересные и современные методы вторичного использования материалов в строительстве, считает Алексей Поляков, соучредитель и член Совета по экологическому строительству. В настоящее время, по мнению эксперта, большие перспективы развития имеют композитные материалы.
«В прямом смысле это означает различное соединение натуральных материалов для создания нового или добавление агрегатных, как правило, переработанных веществ в строительный материал для его вторичного использования», – объясняет Поляков. Композиты, в которые добавляют переработанные агрегаты, также называются агрегированными материалами.
Например, при производстве бетона в раствор могут добавлять отходы технической конопли, деревянной щепы, оставшейся после деревообработки, фибролит или другие материалы. Во-первых, это снижает потребление бетонной смеси, что уже хорошо для экологии, ведь при производстве этого материала в атмосферу выбрасывается большое количество CO2. Во-вторых, добавки позволяют придать бетону новые качества, такие как повышенная прочность и износостойкость, непромокаемость, теплопроводимость. Если новый бетон в качестве агрегатного добавить переработанный, то можно получить больше полезного вещества зачастую с повышенными теплоизоляционными свойствами.
Впрочем, нельзя не сказать и о некоторых проблемах. Так, по словам Полякова, массовому использованию композитных материалов в России препятствует их недостаточное производство. Причина банальна – нет спроса.
Кроме того, тут возникают еще и дополнительные затраты, добавляет Бакин: «Когда мы говорим о бывших в употреблении материалах, то эта цепочка (до получения конечной продукции – авт.) гораздо длиннее. Надо разобрать, раздолбить, соблюсти все экологические нормы и не допустить загрязнения среды, довезти до места и прочее. И чем длиннее цепочка производства, тем сложнее и тем дороже будет материал».
Еще одна проблема, считает Поляков, – консервативность строительной отрасли.
«Массовые застройщики скорее придерживаются взгляда: мы всю жизнь делали из цемента или бетона, и не хотим что-то менять. У нас есть стабильные поставщики, которые могут предоставить нам материал в любом объеме», – говорит эксперт. А в случае работы с новым материалом надо понимать их специфику при проектировании, получать новые экспертные заключения, учитывать квалификацию рабочих, которым предстоит трудиться с новыми веществами.
Однако если есть цель получить зеленую сертификацию здания, то можно присмотреться к использованию вторичных материалов и композитов. Это отмечается баллами при сертификации объекта по экологическим стандартам BREAM.
«В экостандарты много чего заложено: это и управление строительством, и энергоэффективность, и транспортная доступность, и инновации – целый набор критериев, среди которых также есть использование вторичных строительных материалов. И вот по этому параметру почти все объекты в России имеют или нулевые, или самые низкие оценки», – говорит эксперт по экостроительству.
Чтобы ситуация изменилась к лучшему, должны сойтись несколько факторов, считает Поляков. Во-первых, вырасти экологическая осознанность населения, тогда на подобные здания начнет формироваться запрос. Во-вторых, девелоперы должны быть заинтересованы в экосертифицировании, дополнительные баллы в котором можно получить за использование вторичных материалов. И в-третьих, государство должно стимулировать застройщиков к использованию таких материалов в бюджетном строительстве.
«Государство может запустить тренд, как оно уже это делало с принципом энергоэффективности: поставить условие использовать композитные и вторичные материалы при бюджетном строительстве или бесплатном финансировании, например по реновации», – поясняет эксперт.
Еще одним способом увеличения популярности вторичных материалов на стройке является высокая цена утилизации отходов, добавляет Глушков. Эксперт приводит в пример переработку грунта: «Стоимость утилизации природного грунта с учетом соблюдения всех требований очень высока. В связи с этим застройщики по-другому смотрят на полезный рельеф территорий и на грунт. Его могут сортировать, перерабатывать, использовать пригодные части, просто потому что перевозка и утилизация стоят достаточно дорого».
Несмотря на все это, соглашаются эксперты, пока индустрия вторичных строительных материалов в России развита плохо. Чтобы улучшить положение дел, потребуется много вложений и дополнительных усилий как от государства и застройщиков, так и от потребителей, то есть от нас с вами.
Автор: Анна Титова
© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)