Мои тексты много комментируют, и в комментариях встречаются весьма странные утверждения. Например как-то написали про "переходной Ил-18", видимо от поршневого к турбовинтовому. Ну и множество прочих комментариев, связанных с историей Ил-18.
Поэтому я решил написать небольшой текст, в котором изложить некоторые "реперные точки" истории самолетов этого типа.
Итак, начнем с поршневого Ил-18. Многих сбивает с толку одинаковость названий. На самом деле конструктивно это очень разные самолёты и он гораздо ближе к Ил-12, чем к турбовинтовому "тёске". Но особо хотелось бы подчеркнуть, что поршневой Ил-18 был построен в одном экземпляре. Да, всего один, также как и его конкурент Ту-70. И подчеркиваю, что между поршневым Ил-18, взлетевшем в 1946 году и турбовинтовым Ил-18 , взлетевшем в 1957 году никакие другие Ил-18 не строились.
Про аварийность Ил-18. Надо быть честным , аварий и катастроф в сравнении с нынешними временами было много. Но в сравнении с одноклассниками цифры сопоставимые, я уже об этом писал. Тут важно отметить, что основной период эксплуатации Ил-18 это с 1957 года по примерно 1984. Связано это с тем, что построенные для Аэрофлота самолеты летали достаточно интенсивно и вырабатывали свой ресурс за 15-17 лет. Последний Ил-18Д (СССР-74269) для Аэрофлота был построен в 1968 году и списан по отработке ресурса в 1985-ом.
После этого строились военные модификации Ил-20 и Ил-22 и несколько Ил-18Д на экспорт, вплоть до 1984 года.
После 1985 года в СССР и позже в России с пассажирами летали в основном переделанные "летающие лаборатории".
Для примера рассмотрим Ил-18, которые эксплуатировались в авиакомпании ДАЛ (Домодедовские авиалинии). Тут важно не путать эту авиакомпанию с Домодедовским авиаотрядом Аэрофлота, который к тому времени прекратил своё существование.
В составе авиакомпании ДАЛ в начале 90-х годов было четыре самолета Ил-18.
Ил-18Е с бортовым номером RA-75411. Самолет был построен в 1966 году и использовался в качестве летающей лаборатории для НПО Ленинец.
Ил-18Д RA-75462. Был построен в 1967 году. Вначале летал как пассажирский, потом был переделан в модификацию ДОРР (дальний океанский разведчик рыбы). Потом в начале 90-х опять переделан в обычный пассажирский.
Ил-18Д RA-74267. Был построен в 1968 году. Вначале летал в 235 правительственном авиаотряде. Потом использовался для сверхдальних перелётов в Антарктиду, потом переделан в геомагнитную авиационную лабораторию. В 1993 году переделан в обычный пассажирский самолет.
Ил-18Д RA-74268 Также был построен в 1968 году и летал в правительственном авиаотряде. Потом тоже был переделан в ДОРР, а в 1993 году в обычный пассажирский.
Это я всё к тому, что основная история эксплуатации гражданских Ил-18 закончилась в середине 80-х. А после этого осталось всего несколько десятков самолетов ещё не отлетавших свой ресурс по причине того, что налёт у летающих лабораторий и у военных значительно меньше чем у обычных пассажирских. И к 2002 году, когда запретили пассажирскую коммерческую эксплуатацию этого типа после катастрофы Ил-18В ИРС Аэро под Калязиным , этих самолетов почти не осталось, не считая Минобороны, на которое этот запрет не распространялся. С действующим сертификатом на тот момент было всего 10 бортов.
Кстати разбившийся Ил-18 RA-75840 много лет летал в ВМС СССР в качестве СИП (самолет-измерительный пункт)и именовался Ил-18РТ, после чего в 1988 году был переделан в обычный пассажирский Ил-18В.
К моменту катастрофы его налёт составлял всего около 11000 часов, что гораздо меньше установленного ресурса в 40000. Другое дело , что этот борт по видимому нормально не обслуживали и ставили агрегаты с истекшими сроками, что нашло отражение в отчете комиссии по расследованию этой катастрофы.