Вот уже вечер 31 декабря, а по всем каналам одно и то же - любимая новогодняя сказка советского/российского гражданина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Признаюсь честно, я тот человек, который НИКОГДА не смотрел этот фильм от начала до конца и испытываю к нему некую неприязнь. Недавно мне поступил вопрос:
- Ольга, я чувствую, что с героями «Иронии судьбы» что-то не так…но не понимаю что именно.
Что ж. Давайте разбираться!
Действующие лица:
- Женя Лукашин - 36-летний мальчик, который живёт с мамой и играет на гитаре
- Галя - невеста Лукашина
- Надя - женщина очень привлекательная, но одинокая
- И, конечно, Ипполит - мужчина представительный и очень ревнивый
А теперь спойлер - все, перечисленные герои, демонстрируют созависимое инфантильное поведение
В чем же это проявляется?
Женя Лукашин - мамин сын
Лукашин живёт с мамой. Ладно, это можно объяснить пресловутым «квартирным вопросом», но в течение всего фильма МАМА - главный жизненный компас маленького Жени. Она лучше знает, как и с кем ему жить. Возможно, именно из-за этого наш 36-летний мальчик до сих пор холост. Ведь ребёнок не может строить партнёрские отношения, а Женечка именно РЕБЁНОК, оставленный без присмотра - оказывается в канун Нового Года в другом городе. У Жени есть игрушка - девочка Галя, её он легко меняет на другую, новее и интереснее, ту самую Надю.
Наверно, я останусь старым холостяком. В конце концов, зачем мне жениться? Никакая жена не будет заботиться обо мне так, как мама
Мальчик Женя настолько зависим от собственной матери, что буквально спрашивает - а нравится ли ей Галя, его невеста, с которой они встречаются уже два года. Скорее всего Лукашин вообще не готов к серьёзным (читай - взрослым) отношениям, потому фактически ждёт от матери «разрешения» не жениться. Ведь что поделать - если маме невеста не нравится, то и браку не бывать.
Надя - одинокая, но очень привлекательная дама
Надежда Шевёлева, 34-летняя одинокая привлекательная женщина. Она одновременно ждёт предложения руки и сердца от «достойного мужчины» Ипполита, и в то же время этого боится. Найдя незнакомого мужчину в доме, она не вызывает милицию, не звонит своему мужчине (он же будет ревновать!), а охотно вступает в странную игру с потерянным неудачником и забулдыгой Женей. И выгнать жалко и оставить нельзя…
Прихожу домой, сажусь в кресло и начинаю себя жалеть...
Показательно, что в истории Нади есть опыт десятилетних отношений с женатым мужчиной. Рассказывает она об этом неуверенно и даже стыдливо. Иногда это говорит о нелюбви к себе (позиция любовницы зачастую указывает на внутреннюю недостойность) и крайний инфантилизм: ведь отношения с женатым человеком как бы не настоящие, строить взаимоотношения и брать ответственность не придётся.
И нынешний «возлюбленный» Надежды, тот самый Ипполит, выбран ею, потому что он «статусный, ответственный человек с серьёзными намерениями». То есть Надя настолько не понимает, не доверяет собственным чувствам, опыту, ощущениям, что ей жизненно необходимо ориентироваться на «социальные критерии» для выбора спутника жизни.
В итоге мы имеем неуверенную, инфантильную, созависимую женщину, которая принимает за подарок судьбы любого, обратившего на неё внимание мужчину: женатого, просто серьёзного или того, кто нашёлся в канун Нового Года в её квартире.
Ипполит - герой, который должен был стать злодеем, но оказался просто несчастным человеком
Ипполит - хорошо одетый, статусный, привлекательный по советским меркам почти 40-летний мужчина. Не человек - а подарок! Но при всём при этом до сих пор «одинокий», потому что их взаимодействие с Надей невозможно назвать отношениями. За всей внешней уверенностью Ипполита скрывается несчастный человек с нездоровой самооценкой.
Не делайте из меня идиота!
Ипполит крайне ревнив. А ревность - это признак инфантилизма и низкой самооценки.
Он не действует рационально в стрессовой ситуации, не верит своей спутнице Надежде. И вместо того, чтобы просто выпроводить незваного гостя «по-мужски» или вызвать милицию, Ипполит закатывает настоящую истерику (чего только стоит пьяная сцена в ванной).
Его чувство «собственного достоинства» настолько болезненно обострено, что герой просто не может расслабиться. Ипполит подчёркнуто серьёзен, напряжён - это сквозит во всём его внешнем виде. Он подозревает, что все и каждый хочет выставить его идиотом. И одновременно подсознательно чувствует, что избранница Надежда в действительности его не любит. Но вместо того, чтобы поставить точку в этих странных отношения с Надей, он продолжает их длить, потому что она привлекательная, интеллигентная женщина - идеальная супруга по социальным меркам. То есть мы видим отношения не с реальной женщиной, Надеждой, а с социальными ярлыками.
Цепь созависимости
Основной сюжет завязывается, когда Женя Лукашин снимает уровень психологического напряжения привычным для советского/российского гражданина образом - банальной пьянкой. Вечеринка получается настолько удачной, что Женя оказывается не только в другом городе, но и в чужой квартире...
Два созависимых магнита буквально притягиваются друг к другу. И случайное знакомство под Новый Год приносит маленькой девочке Наде то, чего она только и ждала - эмоциональные качели (а мы помним, что это признак созависимости). Женя, буквально ворвавшийся в квартиру женщины, то оскорбляет её саму, её быт, её кулинарные способности, то возносит и восхваляет Надю, буквально поёт серенады. И когда рыбка уже поймала наживку, в игру вступает третий герой - Ипполит. Тот самый ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ.
И на сцене перед зрителем предстаёт Надя - женщина, которой недостоин этот ревнивец Ипполит, она же ЖЕРТВА. СПАСАТЕЛЬ - наш мальчик Женя. И, как я уже сказала, ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ - Ипполит.
В течение всего повествования персонажи движутся по треугольнику Карпмана, и из игры, конечно, не выходят. А зритель время от времени сопереживает то одному, то другому, то третьему. И злодей Ипполит в какой-то момент становится жертвой.
И даже финал - советский хэппи энд не разрывает этого порочного круга. Вроде, хорошие герои, Надя и Женя, остаются вместе, но созависимость никуда не исчезает. Они остаются теми же маленькими детьми, и на место Ипполита обязательно найдётся другой ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ. Например, мама мальчика Жени…
Вспомните финальную сцену. Надя приезжает домой к своему Жене и...что в конце? Прекрасные возлюбленные обнимаются, переполненные счастьем долгожданной встречи, и тут звонят в дверь.
- Боже, - говорит Надя, - и тут начинается то же самое?
- Надеюсь, это не Ипполит. - отвечает Женя.
За дверью, конечно, не Ипполит. А друзья мальчика Жени. Они пришли поздравить Лукашина с воссоединением с Галей (да-да, той Галей - невестой, о которой, должно быть, зритель успел забыть). И о чудо! Мама маленького Жени, наконец, видит свою новую невестку....
- Мама, моя Надя приехала!
- Вы считаете меня легкомысленной? - спрашивает Надя, прижимаясь к Лукашину.
- Поживём - увидим. - глубокомысленно отвечает пожилая женщина.
В чём же вред «Иронии судьбы»
Друзья мои, я так благодарен, что вы круто изменили мою жизнь. И судьба забросила меня в Ленинград. И что в Ленинграде есть точно такая же улица, такой же дом, вот такая квартира. Иначе я никогда бы не был счастлив...
Такой монолог Лукашина подводит черту под трёхчасовой новогодней сказкой. Но что мы можем прочитать «между строк»?
- Спасибо друзьям за изменения в жизни - Женя не имеет никакой власти над своей жизнью, все изменения происходят по воле извне.
- Судьба - рок движет жизнью Лукашина, что вообще странно для атеистического советского общества. Но идея предопределения жива и выражается в этом персонаже.
- Точно такая же улица, дом, квартира - фактически ничего не меняется. Сценарий, реализованный с брошенной невестой Галей, скорее всего может повториться и с новой невестой, если появится «игрушка» поинтереснее.
Удивительно, что этот фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» стал культовым для советского и позднее российского зрителя. Ежегодно сотни тысяч людей смотрят эту историю в преддверии Нового Года. Но что же их так привлекает?
- Новогоднее чудо - существует миф, что есть такой день в году, когда могут происходить всякие чудеса.
- Красивая история любви: истинное яркое чувство, заставляющее отказываться от прежней жизни ради этой любви.
- К лучшему жизнь может измениться случайно: не нужно ничего делать, достаточно дождаться этого волшебного момента.
Создателям фильма, а именно Эльдару Рязанову, удалось зацепить зрителя за глубинные триггеры: ожидание чуда, истинной любви, волшебного преображения жизни к лучшему. В действительности, тот факт, что картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» работает до сих пор, указывает на большое количество инфантильных, незрелых, созависимых людей, которые только и ждут, что кто-то изменит их жизнь. Это не хорошо и не плохо - просто так есть. За 70 лет советской власти выросло ни одно поколение людей, которые не владеют собственной жизнью.
Но это не приговор! О том, что такое созависимость и как от неё можно избавиться, я пишу в своей статье: Созависимость в отношениях - в чём опасность? - https://zen.me/1tZX34
Хотите собственноручно творить чудеса в своей жизни? Я предлагаю вам уникальный инструмент - работа с бессознательным. Благодаря этому методу можно быстро и эффективно избавиться от инфантильных, травмированных, детских частей психики, которые цепляются за мам/пап, жён/мужей, подруг/друзей.
Подробнее о методе работы с бессознательным вы можете узнать в моём Telegram - https://t.me/rabota_bessoznatelnoe
Также вам могут быть интересно:
Как наследие СССР портит нашу жизнь - https://zen.me/21IuTpx1
Если эта статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь!
#психология #работа с бессознательным #подсознание #личностный рост #ирония судьбы #ирония судьбы или с легким паром #фильм ирония судьбы #разбор фильма