Щетками стеклоочистителя («дворниками») оборудуется каждый современный автомобиль. Это простое приспособление, предназначенное для очистки лобового стекла транспортного средства от осадков (дождь, снег и др.), грязи и пыли. Они позволяют улучшить видимость при езде при любой погоде. Очень важно, чтобы дворники находились полностью в исправном состоянии, это оказывает непосредственное влияние на безопасность водителя на дороге.
Особенности конструкции и эксплуатации автомобильных дворников
Дворники это неотъемлемая составляющая любого транспортного средства, если они неисправны, то ездить на такой машине запрещено. Чтобы максимально эффективно удалять с поверхности стекла воду и грязь, рекомендуется совмещать использование щеток со специальной жидкостью, которая распыляется на поверхность под высоким давлением. Это обеспечивает высокую эффективность очистки лобового стекла от налипшей на него грязи, остатков насекомых, пыли и т.д.
Что касается конструкции дворников, то здесь многое зависит от типа устройства и разновидности креплений. В целом конструкция стеклоочистителя может включать следующие компоненты:
- щетки;
- трапеция с системой рычагов;
- реле для регулировки рабочих режимов;
- шарнирное крепление;
- провода;
- электрический двигатель;
- редуктор;
- электронный блок управления (не во всех типах)
Эффективность работы во многом зависит от времени года, осадков, степени загрязнения и типа конструкции дворников, а также от состояния полотна непосредственно самих щеток. Ведь со временем резиновая часть стирается, теряет упругость, что негативно отражается на качестве удаления грязищи и воды из стекла. Поэтому очень важно следить за их состоянием и своевременно менять дворники.
Интересные факты о щетках стеклоочистителя
Поскольку дворники это довольно простая деталь, то водители обычно не уделяют им большого внимания. И немногие знают о том, как вообще они появились, и как совершенствовалась их конструкция. Рассмотрим несколько интересных фактов по истории автомобильных дворников.
Факт первый
Щетки для лобового стекла появились не сразу. Когда-то у машины не было дворников. Первый прообраз современных щеток возник только в 1903 году, когда был разработан специальный механизм, сбрасывавший воду из лобового стекла машин. Да и выглядели они не совсем привычно для современных автомобилистов, напоминая скорее большие зубные щетки. Эффективность таких моделей тоже была не слишком высокой, поскольку они часто просто размазывали капли дождя по поверхности стекла, а не удаляли их полностью.
Факт второй
Щетки стеклоочистителя изобрела женщина – Мэри Андерсон, запатентовавшая свой ноу-хау в 1903 году. Когда зимой, она ехала на машине из Алабамы в Нью-Йорк, заметила, что в снег несмотря на холод, многие автомобили едут с опущенным стеклом, потому что из-за него просто ничего не было видно из-за метель. Это натолкнуло ее на идею создания специальной щетки, которая могла бы удалять снег из лобового стекла при езде.
Факт третий
Поначалу дворники были механическими с ручным приводом. То есть приводились в движение с помощью специальной ручки, установленной в салоне автомобиля, которую водителю приходилось поворачивать самостоятельно. Электрические возникли гораздо позже, в 1917 году. И их появлению современные водители тоже обязаны женщине. Разработчиком электронных дворников стала Шарлотта Бриджвуд. Спустя много лет конструкцию усовершенствовали. В 1962 г. появился специальный механизм, позволяющий регулировать скорость и менять порядок работы дворников.
Факт четвертый
Совершенствовались автомобили – совершенствовались и дворники. Так, после появления лобового стекла более аэродинамической формы, большего размера и с большим изгибом, были разработаны и новые по своей конструкции щетки. Чтобы дворники стали больше, но при этом не теряли своей прижимной силы, обеспечивающей оптимальную для эффективной очистки примыкание к стеклу, конструкторы разработали так называемые гибридные дворники.
Если классические модели щеток с увеличением размеров начинают мешать водителю, поскольку становятся очень громоздкими, закрывают обзор, обмерзают и плохо прилегают. Это гибриды получили максимально компактный механизм, который был скрыт под специальным защитным пластиковым чехлом. В результате новинка оказалась более эффективной, из-за того, что была лишена подобных проблем. Гибридные дворники очень хорошо удаляют воду, снег и даже поле. Сейчас некоторые модели премиальных гибридных щеток имеют усиленную резиновую часть, покрытую графитом. Это повышает их выносливость, делая конструкцию максимально долговечной.
Факт пятый
Согласно стандарту, автомобильные дворники должны очищать поверхность стекла всего за 5 взмахов. С этим обычно легко справляются все модели современных щеток для лобового стекла. Что касается наиболее эффективных, то и здесь впереди гибридные модели. Благодаря встроенным спойлерам, они обладают дополнительной прижимной силой, и если другие щетки могут оставлять на стекле после себя полосы, то эти убирают максимально чисто, не оставляя ничего. Они очень хорошо справляются со своей задачей даже при езде на большой скорости.
Как видим, дворники за более чем вековую историю постоянно совершенствовались, изменялась их конструкция и форма, но при этом они все также продолжают помогать водителю. И очевидно, что эволюция щеток стеклоочистителя будет продолжаться, поскольку постоянно ведутся работы по модернизации и разрабатываются новые материалы!