В этом году исполнилось шестьдесят лет с года выхода фантастического романа польского писателя Станислава Лема «Солярис». И, хотя книгу несколько раз пытались экранизировать, похоже, это очередной «неберущийся» сюжет, по крайней мере, автору идее все экранизации очень не понравились.
На далекой планете в системе двойной звезды обнаружен единственный разумный житель – это океан, покрывающий всю поверхность планеты. Для его изучения возникает целое научное направление – соляристика, но дальше обнаружения разумности океана люди продвинуться не могут.
Изучение Соляриса раз за разом заходит в тупик, а океан при этом, похоже, сам изучает пришельцев и проводит над ними эксперименты.
Океан не просто воздействует на психику людей со станции, он практически занимается искусством, воссоздавая на своей поверхности сложные абстрактные фигуры или не абстрактные копии того, что улавливает в мыслях ученых.
Экранизаторы романа сфокусировались на посторонних, по мнению Лема, вещах – на любви и отношениях и на сравнении космоса с Землей. Тем не менее, без океана в экранизациях обойтись было нельзя, и как-то его там изобразили.
Тарковский снял свой разумный океан в тазу с мыльной водой – эти кадры потом комбинировались с другими изображениями, и так вкратце и издалека было рассказано об этом существе.
Голливудский фильм 2002-го года с Клуни в главной роли тоже не блеснул хорошей визуализацией океана – все внимание было уделено любовной линии героев. Лем даже высказался в досаде: «Содерберг сделал «Солярис» — я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского…»
А в самой первой экранизации, телеспектакле 1968 года с Лановым в главной роли, океану и вовсе не нашлось места – он был совсем за кадром. Так что из визуализаций океана остаются только иллюстрации художников, которых, зато, много.
Друзья, читали «Солярис»? Какая из иллюстраций кажется вам самой правильной?
Еще по теме:
Далекая радуга: планетарная катастрофа в изображении художников