В 1872 году ассириолог-любитель Джордж Смит сделал открытие, которое потрясло весь мир. Изучая одну из табличек из древнего месопотамского города Ниневия, он наткнулся на историю, с которой многие были знакомы. Когда Смиту удалось расшифровать текст, он понял, что табличка содержит древний месопотамский миф, который параллелен истории о Ноевом ковчеге из Книги Бытия в Ветхом Завете.
Сегодня мы знаем, что мифы о потопе встречаются не только в ближневосточных обществах, но и во многих других древних цивилизациях по всему миру. Рассказы о великом потопе встречаются в древних шумерских табличках, о Девкалионе в греческой мифологии, в преданиях народов киче и майя в Мезоамерике, в китайском мифе Гун-Ю, в историях североамериканского племени оджибва Lac Courte Oreilles, в историях народа муисков, и это лишь некоторые из них.
Одна из самых древних и интересных историй берет свое начало в индуистской мифологии, и хотя в ней есть расхождения, она имеет удивительное сходство с историей Ноя и его ковчега.
Индуистский миф о потопе содержится в нескольких различных источниках. Считается, что самый ранний рассказ был записан в ведической Сатапатха Брахмане, а более поздние рассказы можно найти в Пуранах, включая Бхагавата Пурану и Матсья Пурану, а также в Махабхарате. Независимо от этого, все эти рассказы сходятся в том, что главным героем истории о потопе является человек по имени Ману Вайвасвата.
Как и Ной, Ману описывается как добродетельный человек. Например, в "Сатапатха-брахмане" о Ману говорится следующее: "В древние времена жил святой человек / По имени Ману, который покаяниями и молитвами / Завоевал расположение владыки небес".
Считается, что до потопа у Ману было три сына - Чарма, Шарма и Япети, в то время как у Ноя тоже было три сына - Хам, Шем и Иафет.
В Книге Бытия причина гибели человечества изложена так: "И увидел Бог, что велико нечестие человека на земле, и что всякое помышление сердца его постоянно было зло. / И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и опечалился в сердце своем. / И сказал Господь: истреблю человека, которого Я создал, с лица земли; и человека, и скотину, и гада, и птиц небесных, ибо раскаиваюсь Я, что создал их".
Однако в истории о Ману разрушение мира рассматривается как часть естественного порядка вещей, а не как божественное наказание.
В Матсья-пуране говорится, что "Ману затем отправился к подножию горы Малайя и начал выполнять тапасью (медитацию). Прошли тысячи и тысячи лет. Такова была сила медитации Ману, что Брахма предстал перед ним. "Я доволен твоими молитвами", - сказал Брахма. "Попроси у меня блага". "Мне нужно просить только об одном благе", - ответил Ману. "Рано или поздно наступит разрушение (пралайя), и мир перестанет существовать. Пожалуйста, дай мне благословение, что именно я спасу мир и его начала во время разрушения". Брахма с готовностью даровал это благо".
В мифе о потопе из Ветхого Завета Бог спасает Ноя, поручая ему построить ковчег. В индуистской версии этой истории человечество спасается от полного уничтожения также благодаря божественному вмешательству в виде бога Вишну. В этой истории бог явился Ману в виде маленькой рыбки, когда тот совершал омовение в пруду.
Ману оставил рыбку у себя, но она росла так быстро, что за несколько дней ее тело заняло весь океан. Именно тогда Вишну открыл Ману свою сущность, рассказал ему о надвигающейся гибели и о том, как спасти человечество. В этой истории также фигурирует большая лодка. Вишну велел Ману построить лодку и наполнить ее животными и семенами, чтобы заново заселить землю:
"О добросердечный человек, в твоем сердце есть забота, слушай теперь. Скоро мир будет затоплен великим потопом, и все погибнет. Ты должен построить крепкий ковчег и взять на борт веревку. ты должен также взять с собой Семь Мудрецов, которые существуют с начала времен, и семена всех вещей и пары каждого животного, когда ты будешь готов, я приду к тебе в виде Рыбы, и на голове у меня будут рога. Не забывайте моих слов, без меня вам не спастись от потопа".
Когда пришло время, Ману должен был привязать лодку к рогу рыбы, чтобы ее можно было перетаскивать. Интересно, что это был не единственный случай, когда Вишну спас человечество от гибели, поскольку в течение долгого времени он вновь появлялся в виде аватаров, чтобы сохранить жизнь на земле.
Считается, что после потопа Ноев ковчег покоился на горах Арарата. Аналогичным образом, лодка Ману была описана как стоящая на вершине горного хребта (в данном случае Малайских гор), когда воды спали. И Ной, и Ману, как говорят, заселили землю, и все люди могли проследить свою родословную до одного из этих выживших после потопа..
Спасибо, Что Дочитали Статью До Конца!
Вам также могут понравиться:
Понравилась статья? Пишем мнения и пожелания в комментариях! Ставим Лайки 👍! Делимся с друзьями! И не забываем подписаться?! 😃Да прибудет с Вами СИЛА!!!