Найти тему
История экономики

Парагвай, жуткая история страны, ставшей полигоном для социальных экспериментов

На свете случались времена, когда прогресс двигался неспешно, во всяком случае, куда как медленнее, чем сейчас, технические новшества сменяли друг друга не так стремительно, и социальные эксперименты (пусть и не было тогда такого понятия) растягивались на века, неспешно уничтожая их участников.

Наверное, нет в истории более яркого социалистического эксперимента, поставленного на людях, чем история Парагвая.

Причем началом этого эксперимента стоит считать не правление Франсии (о котором речь, конечно, непременно пойдет позже), а - так называемые иезуитские редукции, поселения, в которые были согнаны местные индейцы, преимущественно гуарани, о которых колонизаторы писали как о каннибалах, откармливающих женщин даже своего собственного племени "на черный день" - понимаете, как они относились к чужакам.

Развалины редукций в Парагвае сохранились и сейчас
Развалины редукций в Парагвае сохранились и сейчас

Иезуиты сумели завоевать расположение гуарани своим жестким противодействием обращения последних в рабство.

В итоге (с 1608 года) появились те самые "редукции" - поселения, где главой администрации был иезуит, а населением - воцерквленные гуарани.

Строго регламентированная жизнь в таких поселениях (числом 18, при 170 тысячах жителей - в момент расцвета, все - на территории Парагвая) была неким рывком вперед для гуарани - иезуиты обучали их новым приемам обработки почвы и возделыванию новых культур и ремеслам (чего раньше гуарани не знали), а ведущей отраслью стало скотоводство - стада в редукциях были тучны и многочисленны.

Часть произведенного экспортировалась за пределы редукций - выручка в лучшие года составляла около 100 тысяч песо в год (важнейшими статьями расходов были - 1. Украшение церкви и 2. Уплата налогов светским властям), что было чрезвычайно много для нескольких деревень.

Правда, заметим, что и доход редукций, достигнув своего пика в середине XVII века, падал с тех пор неуклонно.

Антонио Руиз де Монтойя, иезуит, основатель редукций. Лично основал первые 13 поселений. Однажды увел из-под носа бендейрантов 15 тысяч гуарани, переправив их на плотах из Бразилии в Парагвай, где поселил в редукциях. Именно он решил вооружить гуарани для отпора работорговцам. В дальнейшем уехал в Мадрид, где издал свои хроники, а так же первый словарь гуарани
Антонио Руиз де Монтойя, иезуит, основатель редукций. Лично основал первые 13 поселений. Однажды увел из-под носа бендейрантов 15 тысяч гуарани, переправив их на плотах из Бразилии в Парагвай, где поселил в редукциях. Именно он решил вооружить гуарани для отпора работорговцам. В дальнейшем уехал в Мадрид, где издал свои хроники, а так же первый словарь гуарани

Регламентация жизни в редукциях пронизывала всё - начиная от единообразной архитектуры поселений (в центре которых, понятно, была площадь, в центре которой, в свою очередь, находился собор, выдержанный непременно в стиле барокко.

Дома строились одинаковые - обязательно кирпичные с соломенной крышей, рассчитанные на 4-6 человек каждый - это была одна очень маленькая комната с глиняным полом.

По описаниям, обстановка внутри была ужасающей, грязь, вонь, насекомые - тем мощнее был контраст с убранством храмов, именно на них тратилась большая часть полученных от экспорта денег.

Колокол ежеутренне созывал поселенцев на молитву, после которой следовал общий завтрак (прием пищи был регламентирован и являлся общим собранием своего рода и одновременно - перекличкой).

Поселенцы шли на работу, утренняя и вечерняя часть была разделена сиестой, в воскресенье или праздник работы не проводились.

Собственности поселенцам не полагалось - их кормили и одевали, распределяя совместно нажитое, которое складывали в специальных общественных хранилищах.

Впрочем, допускалось что-то вроде "огородов" - у каждой семьи был собственный небольшой надел, работать на котором, однако, можно было весьма ограниченное время.

Гуарани на построении в редукции
Гуарани на построении в редукции

Денег не существовало, не существовало и товарообмена между редукциями.

Кроме еды, распределялся холст для одежды (5,5 кв. м. в год на мужчину и 4,5 на женщину), каждая семья получала нож и топор и т.п.

"Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности" - эта фраза из наставлений иезуитов хорошо характеризует их "социалистический подход" и отношение к труду, которого они добивались.

Характерно, что в конце концов экономика редукций пришла в упадок (сказалась незаинтересованность гуарани в работе, как следствие - чрезвычайно низкая и, более того, стабильно падающая производительность труда), и тогда иезуиты вяло пытались ввести некие экономические новшества, допуская частичную частную собственность - но делали это слишком осторожно, и успеха этот почин не имел.

Регламентировано было и управление редукциями, в котором принимали участие не только иезуиты (собственно, иезуит был - один на поселок, так сказать, местный глава администрации, из "белых" еще викарий - священник, но в конце истории редукций и эту роль, роль "политрука", не редко занимали выходцы из индейцев), но и многочисленные местные, "касики".

Надо сказать, что касики избирались (по списку, предложенному иезуитом) простым поднятием рук.

Законов не существовало - все дела велись на усмотрение патера - иезуита, который мог отменить любое распоряжение касика, и в любой момент заменить касика, предложив избрать вместо него другого человека.

Индейцы, захваченные бандейрантами
Индейцы, захваченные бандейрантами

Касики распоряжались при проведении работ, наблюдали за соблюдением постов, были, своего рода, старостами и десятниками в поселках.

И еще - командирами в ополчении.

Ополчение было создано для защиты от охотников за рабами - бандейрантами, или, иначе, паулистами (Сан-Пауло был крупнейшим центром работорговли на континенте) - каждая редукция имела в своем составе восемь рот во главе с капитаном.

Армия оказалась крепка - бендейранты потерпели несколько серьезных поражений и надолго оставили редукции в покое, предпочитая добычу попроще.

Надо сказать, что иезуиты всячески противились гражданским властям колоний - их власть об бога, она выше власти светской...

Что, в итоге, и сыграло свою роль в судьбе редукций: в 1750 году по испано-португальскому договору 7 редукций были переданы в управление Бразилии.

Иезуиты не согласились с этим решением - начался открытый саботаж решений властей, вылившийся, в итоге, в войну Испании и Португалии против гуарани.

Последние имели вполне боеспособную армию, но все же, в итоге пятилетней ожесточеннейшей и кровопролитнейшей войны, потерпели поражение.

Сказалась лучшая обученность и лучшее вооружение войск европейских держав - в одном из решающих сражений, например, погибло 1113 гуарани и всего четверо их противников.

Экономический упадок редукций не позволял им вести серьезную войну - денег ("экспортной выручки") не хватало на оружие, а "общественные земли" с трудом могли уже прокормить и население, и армию.

В 1758 году все было кончено: гуарани были разгромлены повсеместно.

В 1759 году орден иезуитов был запрещен в Португалии, а в 1768 и на испанских территориях - имущество редукций было конфисковано казной (при учете выяснилось, что одно только поголовье скота составляло 725 тысяч), иезуиты высланы из страны.

Гуарани
Гуарани

Население редукций вернулось к своей обыденной жизни: подавляющее большинство гуарани, оставшись без земли, ушли в лес, занявшись традиционным делом предков - охотой и рыболовством.

Но память о "социализме", конечно, сохранялась в рассказах, воспоминаниях и преданиях не слишком-то глубокой старины, и когда появился (в 1811 году) новый мессия, "спаситель" и "отец нации" - метис, выходец из Бразилии, доктор Франсия, то его обещание "социализма" и "уравниловки" упали на отлично подготовленную почву.

Остатки редукций, наше время
Остатки редукций, наше время

Когда по Южной Америке прокатилась волна борьбы за независимость, захолустный Парагвай какое-то время оставался в стороне от этих событий, и герой Аргентины, генерал Бельграно, совершил поход в эту провинцию - не с целью свержения испанцев, а с целью "посеять смуту".

Легкий наскок Бельграно испанцам удалось парировать, но вот зато со смутой все получилось - парагвайцы в 1811 году создали некое параллельное испанцам правительство, "хунту" (это слово, произносимое у нас некоторыми особями с таким чувством, означает всего-то - "комитет").

В число членов этой хунты вошел и некий метис, выходец из Бразилии, теолог и юрист, доктор Хосе Гаспар Родригес де Франсия и Веласко.

Доктор Франсия был весьма образованным человеком, поклонником Руссо, Робеспьера и Наполеона, совершенно непонятно, как он, с таким набором кумиров умудрялся преподавать теологию - возможно, это было непонятно и ему самому, потому что в итоге он оказался в Асунсьоне и занялся адвокатской деятельностью.

доктор Хосе Гаспар Родригес де Франсия и Веласко
доктор Хосе Гаспар Родригес де Франсия и Веласко

Дальше началась банальная и довольно отвратительная борьба за власть внутри самой хунты, в которой наш доктор преуспел, проделав путь от скромного секретаря хунты, министра юстиции, одного из двух консулов, первого консула, временного диктатора до финальных своих титулов "пожизненный диктатор".и "отец нации".

К этим титулам отец нации шел по головам, безжалостно уничтожая "врагов" этой самой нации (в том числе собственных противников и, конечно же, подельников), постоянно раскрывая заговоры и устраивая (по результатам закрытых судов) массовые публичные казни.

Под пресс попали, конечно, не только политические противники, но и крупные землевладельцы, несколько сотен знатнейших и богатейших фамилий из числа местных дворян - владения их были конфискованы в пользу государства.

Доктор Франсия еще на заре своей политической деятельности поставил задачу создания монолитного, сплоченного и управляемого сообщества.

"Домик" великого скромника, доктора Франсии,, сейчас - музей
"Домик" великого скромника, доктора Франсии,, сейчас - музей

Путь к достижению этой цели был не прост - к тому времени еще не случались эксперименты над людьми, которые проводили Сталин и Мао, династия Кимов и семья Кастро, еще не родился Пол Пот, еще нельзя было прочесть Кафку или Оруэлла - и Франсия двигался на ощупь, учитывая, конечно, опыт Робеспьера и Наполеона - но багаж опыта социальных экспериментов был в ту пору крайне скуден.

Начал Франсия с того, что национализировал почти все земли в стране - и частные, и церковные владения. Индейцы-гуарани, да и не только они, помнили "парагвайский социализм номер один" - опыт иезуитских редукций. Но Франсия пошел в своих экспериментах дальше отцов-иезуитов: 98% земель в стране принадлежали государству.

64 поместья (бывшие латифундии) стали "поместьями Родины" - хозяйствами, которые скорее напоминали не так давно исчезнувшие, но многим памятные, колхозы.

Нехитрое хозяйство парагвайского индейца
Нехитрое хозяйство парагвайского индейца

Одновременно были затеяны и масштабные стройки - строились государственные мануфактуры.

Понятно, что в такой экономической ситуации напрашивалось монополия на внешнюю торговлю - конечно же, она была введена.

Ну а раз внешняя торговля находилась в руках государства, то и нечего гражданам где попало шляться - был введен запрет на выезд за рубеж (убивали на месте всех заподозренных в намерении пересечь границу) и, дабы вредоносные идеи не проникали в страну, запрет на въезд иностранцев.

В стране развернулась сеть бесплатных школ и, кажется, именно Парагвай стал первой страной в мире, сумевшей одолеть безграмотность, но читать можно было только то, что печатала государственная типография.

Параллельно Франсия задумал "перемешать" население, чтобы уравнять "национальный признак" - браки были государственным делом, предусмотрено было максимальное "смешение народов", и к концу правления Франсии (он умер в 1840 году) уже не гуарани были самым многочисленным народом Парагвая (хотя язык гуарани и по сей день - государственный язык этой страны, наравне с испанским), а - мулаты, метисы и самбо.

Рабовладение в Парагвае не было ликвидировано (позиция Франсии в отношении рабства была крайне оригинальной - он допускал детское рабство, но, по мере достижения совершеннолетия раб должен был обрести свободу), но основой "реформ" и главной экономической силой были не рабы, а заключенные, благо недостатка в заговорах или иных
провинностях перед властью не было - "палата правды", своего рода "суд", бесперебойно пополняла местный ГУЛАГ.

Заключенные были главной ударной силой парагвайской экономики, они строили дороги и каналы, их руками возводились "народные мануфактуры", они использовались на самых тяжелых работах в "поместьях Родины".

В помощь им приданы были юные рабы.

Свободные граждане, приписанные пожизненно к какому-либо производству, в свободное от тюрьмы время могли даже работать на собственных огородах, а наиболее одаренные (оголтелые?) сторонники Франсии (несколько дестяков человек, в их среде тоже действовала ротация - периодически кто-то оказывался врагом и предателем) могли даже получить собственное поместье.

Понятно, что всякого рода самоуправление было ликвидировано - власть находилась в руках назначенцев, которых "отец нации" назначал лично (даже в самые маленькие деревни).

Доктор Франсия руководит нацией, Современный художник.
Доктор Франсия руководит нацией, Современный художник.

Экономика носила распределительный характер: государство планировано, сколько и чего именно надо произвести и распределяло произведенное - и еду, и мануфактурные товары - "по заслугам".

К тому моменты, как пришла пора El Supremo Dictador (постоянный диктатор - официальный титул) покинуть этот мир (он умер от простуды в возрасте 74 лет, его единоличное правление длилось 26 лет) Парагвай представлял собой то, о чем так мечтал доктор Франсия - нация была однородной, сплоченной, одинаково нищей, нацеленной на поиск внутренних врагов и заочно ненавидящей врагов внешних - кажется, бывший юрист и не задавшийся теолог мог бы быть доволен итогами своего труда.

Были ли люди в Парагвае счастливы?

Сложно сказать.

Вот многие "партийные историки", как утверждают, "высоко оценивают его заслуги перед народом" - правда, кажется, этим "историкам" народ не слишком интересен, их занимают куда как более глобальные процессы, смысл и назначение которых так высоко, что вершины их теряются в тумане.

Так или иначе, труды доктора Франсии - это вовсе не финал "социализма по-парагвайски" - до своего логического завершения его доведет его внучатый племянник, Франсиско Солано Лопес.

Так как доктор Франсия умер внезапно (все диктаторы кажутся вечными и незаменимыми, все уходят внезапно), и в стране возникла проблема власти.

Решили ее, избрав двух консулов, одним из которых был племянник Франсии, Карлос Антонио Лопес. Понятно, что именно он (дядина школа!) в итоге и стал президентом страны.

Новый этап в жизни Парагвая, едва не ставший последним и для парагвая, и для парагвайцев. Хуоджники живописали этот период вот так, довольно романтично, аллюзии с французской революцией налицо
Новый этап в жизни Парагвая, едва не ставший последним и для парагвая, и для парагвайцев. Хуоджники живописали этот период вот так, довольно романтично, аллюзии с французской революцией налицо

22 года своего правления он посвятил совершенствованию устроенного дядюшкой ГУЛАГа, внеся, однако, и некоторые новации: его братья были им назначены архиепископом и министром внутренних дел, сын - главнокомандующим армией, которая выросла с 1800 солдат при Франсии до 8 тысяч.

Кроме того, Карлос "открыл" страну, устроив в порту Пилар на реке Паране таможню и резко снизив таможенные пошлины. Через Пилар пошла вся международная торговля Парагвая. Стоит ли говорить, что весь этот товарно-денежный поток, без исключения, находился под контролем семьи Лопесов?

Любая иная попытка что-то продать за рубеж или что-то купить там по-прежнему каралась смертью.

Карлос семь лет вел войну с Аргентиной, в течении которой два аргентинских штата, Коррьентес и Энтре-Риос, стояли на стороне Парагвая (что, наверное, лучше всего доказывает, насколько слабо и "простые люди", и даже их вожди из числа более образованных дворян, представляли себе, что за ужасы творятся в наглухо закрытой от иностранцев соседней стране).

Франсиско Солано Лопеса на его родине чтут, как чтут во многих странах множество иных палачей своего народа
Франсиско Солано Лопеса на его родине чтут, как чтут во многих странах множество иных палачей своего народа

В итоге стороны разошлись миром (1852 год): два штата остались за Аргентиной, а она, в свою очередь, признавала независимость Парагвая.

В итоге в 1856 году Карлос Лопес передал власть (пост президента), даже при наличии им придуманной Конституции, по завещанию - своему сыну Франсиско Солано Лопесу.

Франсиско Солано получил богатое наследство: в большой стране, ставшей его собственностью, трудились более 200 европейских инженеров, занимавшихся развитием промышленного производства, строительством и горным делом. Был построен первый в Южной Америке металлургический завод и первая же на континенте железная дорога (пусть и протяженностью всего 72 километра).

Некоторые из проектов финансировались англичанами - в Туманном Альбионе образовался некоторый излишек денег, и Парагвай, с его военно-тюремным режимом, многим из англичан представлялся надежным местом для своих инвестиций.

Народ плодился и размножался: население Парагвая составляло 1,34 млн человек, территория - почти 1 млн кв. км.

Один из первых паровозов Парагвая и Южной Америки
Один из первых паровозов Парагвая и Южной Америки

Историки, кстати, часто и много пишут об успешности экономики Парагвая той поры, указывая на отсутствие внешнего долга (в отличии от соседних стран) и сравнительно большие государственные доходы (2,5 млн. долларов). Но тут необходима поправка: это утверждение верно, если мы говорим об экономике семьи Лопесов. И 2,5 млн - это очень много для одной семьи, но вполне сопоставимо с доходами соседних государств (правда, залезающих, в отличии от Парагвая, в долговые обязательства).

Лопесы, впрочем, не забывали подкармливать население: при фантастической и даже ужасающей нищете голодных смертей парагвайцы не знали - государство всегда готово было протянуть нуждающимся горстку маиса, выращенного, как правило, трудом заключенных (пишут о том, что именно заключенными производилось более 70% из всего того, что вообще производилось тогда в стране).

Так или иначе, но отравленный прелестями международной торговли Франсиско готовился к войне - у него было все, кроме выхода к международным портам.

Этот парагвайский Петр I, желавший открыть окно в... ну, в его случае, не в Европу, но - к океану, создал довольно мощную армию, введя передовую по тем временам обязательную воинскую повинность вместо пожизненной службы. На границах государства были устроены мощные крепости и даже целые укрепрайоны, создан довольно большой по меркам региона речной военный флот.

Дворец Лопеса. Его строительство началось еще при жизни диктатора, но закончено было только в конце XIX века.
Дворец Лопеса. Его строительство началось еще при жизни диктатора, но закончено было только в конце XIX века.

Первоначально казалось, что пробиваться к морю придется через Бразилию - бразильская провинция Мату-Гросу не была связана с Рио-де-Жанейро сухопутными дорогами и бразильским судам требовалось пройти через парагвайскую территорию по реке Парагвай, чтобы достичь Куябы (на что парагвайцы давали разрешение крайне редко).

Уязвимость Мату-Гросу казалась парагвайскому диктатору счастьем: плод как бы сам должен был бы упасть в его руки.

Однако вмешался случай: в Уругвае, который бразильцы считали "своим" (слишком велики там были бразильские инвестиции и слишком много там было принадлежащего бразильцам имущества) начались беспорядки, и император Бразилии Педро II распорядился ввести туда войска.

Франсиско Лопесу Солано показалось, что судьба дает ему отличный шанс: его армия казалась ему непобедимой, претензии бразильцев - мелкими, а его ставленник на пост уругвайского президента - отличной кандидатурой: по его оценке, стоило лишь чуточку пособить своему ставленнику Агирре, лишь обозначить для бразильцев намерение воевать, и Уругвай сам падет к его ногам.

Карта театра военных действий парагвайских войн и итоги этой войны. Спорная (и до поры - ничейная) территория на северо-западе страны перейдет к Парагваю сильно позже описываемых событий, в 30-х г.г. ХХ века
Карта театра военных действий парагвайских войн и итоги этой войны. Спорная (и до поры - ничейная) территория на северо-западе страны перейдет к Парагваю сильно позже описываемых событий, в 30-х г.г. ХХ века

Этого, однако не случилось - и Бразилия, и Уругвай объявили войну Лопесу. У последнего хватило ума вовлечь в войну против него и Аргентину: поводом для этого стала атака на бразильские корабли в аргентинских портах, усугубленная ультиматумом Лопеса президенту Аргентины с требованием пропустить его войска через аргентинскую территорию в Уругвай.

Парагвай смог выставить 38-тысячную армию и 60 тысяч резервистов и отличный военный флот - все армии Тройственного союза, образованного против него, совокупно, сильно уступали ему в численности.

Кроме того, в войне важно понятие "инициатива" - а военная инициатива, конечно же, находилась в руках агрессора, который, в отличии от своих соседей, отлично подготовился к войне, имел "переведенную на военные рельсы" промышленность и, главное, казавшийся бездонным источник пополнения армии живой силой из числа лояльных или принужденных жестокостью к лояльности граждан.

Но семь лет войны наглядно показали миру разницу в потенциалах экономики воюющих стран - "образцовая экономика" Парагвая, с его замкнутостью, "госпланом" и "госзаказом", начала трещать по всем швам: ее несовершенство покрывалось мобилизацией населения: по итогам войны в Парагвае практически не осталось мужчин, не взявшихся за оружие.

Никому (кроме Лопеса Солано лично, разумеется) не нужная война началась...
Никому (кроме Лопеса Солано лично, разумеется) не нужная война началась...

Франсиско Солано Лопес отстаивал своё до конца, не считаясь с потерями. Он и в самом деле вознамерился защищаться до последнего патрона.

Или до последнего жителя.

В конце семилетней войны армия Лопеса больше чем наполовину состояла из детей.

В одном из последних сражений этой войны в 6-тысячной армия Лопеса 3,5 тысячи составляли дети в возрасте от 11 до 15 лет.

В лучших традициях полководца Лопеса, не жалевшего чужих жизней и привыкшего устилать путь к победе телами своих солдат, и в этом сражении погибли 5 из 6 тысяч его воинов. Что, однако, так и не принесло ему победы.

Мобилизация в Парагвае
Мобилизация в Парагвае

В Парагвае, кстати, в память об этой битве отмечают "день детей", что является там вовсе не днем скорби по невинно загубленным мальчишкам, а праздником патриотизма, на котором, по замыслу, должна воспитаться плеяда желающих помереть в малолетстве неизвестно за что и - за что угодно.

Впрочем, то, что в жертву были принесены сотни тысяч парагвайских Мальчишей-Кибальчишей, не спасло их диктатора от общего поражения.

Он еще какое-то время скрывался в лесах, пытался вести партизанскую войну, но сражаться было просто некем: почти все, способные носить оружие, были уничтожены.

Подобно Чапаю, Лопес был сражен пулей, когда пытался переплыть реку, уходя от своих преследователей.

"День детей" в Парагвае. Это не поминовение жертв, ставший пушечным мясом для диктатора, а праздник патриотизма
"День детей" в Парагвае. Это не поминовение жертв, ставший пушечным мясом для диктатора, а праздник патриотизма

Итоги этой семилетней войны (завершившейся в 1870 году) стали катастрофическими для Парагвая.

Наверное, в истории войн сложно отыскать человечески потери в таком размере: из 1,34 млн человек, проживавших в Парагвае к моменту начала войны, в живых осталось только 221 тысяча, из них мужчин - всего 28 тысяч.

Потери войск союзников тоже были велики (не менее 83 тысяч человек, правда, с оговоркой, что большая часть погибших - это не боевые потери, а следствие плохого питания и несоблюдения элементарных гигиенических норм), но все-таки не сопоставимы с парагвайскими.

Причиной такой невероятно высокой смертности парагвайцев называют из героизм и их преданность своему диктатору - то есть почти 60 лет изоляции от мира и воспитания голодом в сочетании с патриотизмом давали-таки свои плоды. О массовых казнях и жестокостях союзных войск свидетельств почти нет - резонно предположить, что львиная доля парагвайцев погибла на полях сражений и стала жервами разразившегося голода и сопутсовавших ему болезней.

Нет, эта картинка - не с Парагвайской войны, это несколько более поздник события, но традиция воевать детьми укоренилась на континенте с тех самых пор, правда, никогда не принимая масштабов, хоть немного напонимающих войска Лопеса.
Нет, эта картинка - не с Парагвайской войны, это несколько более поздник события, но традиция воевать детьми укоренилась на континенте с тех самых пор, правда, никогда не принимая масштабов, хоть немного напонимающих войска Лопеса.

Парагвай по итогам войны потерял около половины своей территории (причем предполагалось, что Парагвая не станет вовсе - но распри между Бразилией и Аргентиной привели к тому, что обе страны согласились оставить это государство как буфер между ними).

Заметим, что в следующую войну (с Боливией) Парагвай ввяжется только через 60 лет после этих событий (и выиграет ее).

Собравшийся в 1870 году Конгресс выбрал демократический путь развития и избрал нового президента, который отменил рабство, реабилитировал политзаключенных и провел приватизацию некоторых владений и производств, что продолжилось и при его приемниках.

Собственно, на этом история парагвайского социализма как формы существования, заканчивается.

Но, конечно же, не заканчивается история социализма, как идеи, и великое множество последователей и до настоящего времени пытаются отыскать в этой идеи «человеческое лицо».

Что касается Парагвая и парагвайцев, то тоталитаризм в их жизнь еще вернется, правда, не левого, а правого толка – 36 лет (до 1989 года!) страной будет управлять диктатор Альфредо Стресснер Матиуда, во времена которого государство стало синонимом криминала.
Забавно, что его последователи (как последователи абсолютно любого диктатора) и по сей день рассказывают, каких удивительных экономических успехов добился Парагвай при диктатуре, но эти красивые сказки не обманут бывших равными в бесправии и нищете жителей страны.

Стресснер правил в Парагвае 35 лет, "переизбирался" 8 раз. Когда его власть окончилась, памятник ему придавили бетонным блоком и сделали на нем надпись "Больше - никогда"
Стресснер правил в Парагвае 35 лет, "переизбирался" 8 раз. Когда его власть окончилась, памятник ему придавили бетонным блоком и сделали на нем надпись "Больше - никогда"

Сами парагвайцы решили, что диктаторов в их жизни больше не будет. Никогда. Хватит. И с них самих, и с их потомков, и со страны.

Впрочем, легенды о счастливой жизни под управлением «твердой руки» никуда не исчезают, наверное, в некоторых странах почва такая…притягивает всякую нечисть – и идеи, и людей.

Связанные публикации:
Америка Сверная и Южная
Манильские галеоны и ресурсное прояклятие
Стартап Христофора Колумба

Написано специально для
журнала Ножъ

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect